Участники процесса принятия управленческого решения
ЛПР — это лицо, принимающее решение. Важно отличать ЛПР от экспертов, которые могут привлекаться к процессу разработки решения на различных этапах этого процесса. Во многих случаях решения принимаются коллективно. В качестве ЛПР при этом выступает группа людей. Их влияние на процесс принятия решения, информация, которой они владеют, наконец, интересы, которые они преследуют, могут при этом как совпадать, так и различаться. И, тем не менее, они все вместе — это групповое ЛПР.
Перед исследователем конкретной системы управления в рамках дескриптивного подхода встает каждый раз весьма непростая задача идентификации ЛПР, т.е. определения применительно к каждому сотруднику, является ли он в процессе выработки решения экспертом или же членом группового ЛПР. Сложность этой задачи усугубляется тем, что нас интересует, разумеется, положение дел де-факто, а не де-юре. Поэтому изучение различного рода положений и должностных инструкций* не дает окончательного ответа на поставленный вопрос.
В рамках нормативного подхода встает проблема определения круга лиц, которые должны быть включены в состав группового ЛПР, и тех, кого надо привлечь в качестве экспертов (источников информации).
Процесс АI. Вы принимаете решение самостоятельно, используя имеющуюся у вас информацию.
Процесс АП. Вы получаете необходимую информацию от вашего подчиненного (подчиненных), затем ищите решение проблемы самостоятельно. Вы можете говорить, а можете и не говорить подчиненным, в чем заключается проблема, когда собираете информацию. Ясно, что роль подчиненных в принятии решений сводится к снабжению вас необходимой информацией, а не к поиску или оценке возможных вариантов решения.
Процесс CI. Вы делитесь проблемой с отдельными подчиненными индивидуально, собирая их идеи и предложения, не вынося их на обсуждение в группу. Затем вы принимаете решение, которое может отражать, а может и не отражать мнение ваших подчиненных.
Процесс СП. Вы устраиваете групповое обсуждение проблемы с вашими подчиненными, собирая идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое может, как отражать, так и не отражать мнение ваших подчиненных.
Процесс GILВы делитесь проблемой с группой подчиненных. Вместе с ними вы осуществляете поиск и оцениваете альтернативные решения, пытаясь достичь согласия (консенсуса) в каком-то решении. Ваша роль напоминает роль председателя. Вы не пытаетесь повлиять на группу с целью принятия «вашего» решения и готовы принять и реализовать любое решение, которое получило поддержку всей группы.
Какой же процесс правильный? Врум полагает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. В зависимости от ситуации любой из процессов может оказаться предпочтительным. Врумом и Йетоном предложена графическая модель выбора оптимального процесса принятия решений в зависимости от семи факторов:
- наличия требований к качеству решения;
- информированности ЛПР;
- структурированности проблемы;
- самостоятельности действий подчиненных;
- авторитета ЛПР;
- единства целей руководителя и подчиненных;
- возможности конфликта между сотрудниками по поводу принимаемого решения.