Сущность и виды планирования.

Планирование– процесс принятия конкретных решений, которые помогаютобеспечить эффективное существование организации.

В узком смысле планирование – это составление планов.

Увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков вынуждают предприятия разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

В организациях, использующих планирование, отмечается увеличение прибыли, расширение сферы деятельности и улучшение работы специалистов и рабочих.

Виды планов:

1. По охватываемому периоду:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные ( 1-5- лет);

- долгосрочные ( более 5 лет).

2. По особенности планируемых событий:

- планы-цели;

- планы для повторяющихся действий (например, расписания, графики работы);

- планы для неповторяющихся действий ( например, план дня, на который запланировано совещание).

3. По содержанию планирования:

- стратегическое (на перспективу);

- тактическое (текущее);

- оперативное.

 

Методы разработки планов:

1. Бюджетный метод – бюджетный план представляет собой поступление и распределение материальных и нематериальных ресурсов.

2. Балансовый метод – поступление и распределение ресурсов в рамках определенного периода. Балансы бывают:

а) натурально-вещественные;

б) денежные;

в) трудовые;

3. Нормативный метод – базируется на нормах поступления и затрат ресурсов на единицу продукции. Нормы могут быть:

а) стоимостные (например, амортизация);

б) натуральные (например, затраты материалов, сырья, энергии на единицу продукции);

в) нормы обслуживания (например, нормы обслуживания с/х животных на 1 чел.)

4. Математические методы (математические модели, статистические методы).

5. Графические методы ( схемы, графики).