Сущность и виды планирования.
Планирование– процесс принятия конкретных решений, которые помогаютобеспечить эффективное существование организации.
В узком смысле планирование – это составление планов.
Увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков вынуждают предприятия разрабатывать конкурентные стратегии и планы.
В организациях, использующих планирование, отмечается увеличение прибыли, расширение сферы деятельности и улучшение работы специалистов и рабочих.
Виды планов:
1. По охватываемому периоду:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные ( 1-5- лет);
- долгосрочные ( более 5 лет).
2. По особенности планируемых событий:
- планы-цели;
- планы для повторяющихся действий (например, расписания, графики работы);
- планы для неповторяющихся действий ( например, план дня, на который запланировано совещание).
3. По содержанию планирования:
- стратегическое (на перспективу);
- тактическое (текущее);
- оперативное.
Методы разработки планов:
1. Бюджетный метод – бюджетный план представляет собой поступление и распределение материальных и нематериальных ресурсов.
2. Балансовый метод – поступление и распределение ресурсов в рамках определенного периода. Балансы бывают:
а) натурально-вещественные;
б) денежные;
в) трудовые;
3. Нормативный метод – базируется на нормах поступления и затрат ресурсов на единицу продукции. Нормы могут быть:
а) стоимостные (например, амортизация);
б) натуральные (например, затраты материалов, сырья, энергии на единицу продукции);
в) нормы обслуживания (например, нормы обслуживания с/х животных на 1 чел.)
4. Математические методы (математические модели, статистические методы).
5. Графические методы ( схемы, графики).