Процесс принятия решений.

Процесс принятия решений представляет собой последовательную реализацию следующих этапов:

1.Диагностика проблемы. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию.

2.Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Руководитель определяет факторы, на которые он повлиять не может, а также устанавливает стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора.

3.Определение альтернатив. Формулируется набор альтернативных решений проблемы.

4.Оценка альтернатив. Руководитель определяет достоинства и недостатки каждой альтернативы, и возможные общие последствия.

5.Выбор альтернативы. Выбирается вариант решения проблемы, наилучшим образом отвечающий требованиям организации.

Факторы, влияющие на процесс принятия организационных решений:

1. Личностные оценки руководителя (опыт, знания, интеллект, система ценностей и т.д.).

2. Среда принятия решений.

Решения в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. В настоящее время условий определенности почти не существует.

Решения, принимаемые в условиях риска, - решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Решения, принимаемые в условиях неопределенности, - невозможность оценить вероятность потенциальных результатов.

3. Информационные ограничения. Информация - это данные, отобранные для конкретных людей, проблем, целей и ситуации. Всегда нужно соизмерять затраты на получение информации с выгодой от ее использования.

4. Поведенческие ограничения. Примером может являться негативное отношение к чему или кому-либо, личностные пристрастия или барьеры.

5. Негативные последствия. Руководитель должен соотнести их с ожидаемой выгодой и решить, будут ли такие последствия являться ограничениями для вариантов решений.

6. Взаимозависимость решений. В организации все решения взаимосвязаны. Эффективно работающий руководитель должен это понимать и выбирать альтернативы, которые вносят наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.