Внутренняя среда организации.

Организация, кроме нахождения во внешней среде, обладает и некоторыми внутренними переменными - это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи сложной системы. К таким факторам, по определению американского теоретика управления Майкла Х. Мескона, относятся:

1. Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат. Руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Общая цель предприятия разбивается на цели подразделений.

2. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и подразделений, которые позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

3. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не конкретному работнику, а должности. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами) и с информацией.

4. Технология - это средство преобразования сырья (люди, информация, материалы) в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны между собой; выполнение задачи включает использование конкретной технологии.

5. Люди - являются центральным фактором в любой модели управления. Руководство достигает целей организации через людей.

В совокупности внутренние переменные рассматриваются как социотехнические системы. Изменение одной переменной влияет на другие. Совершенствование одной переменной (например, технологии) не обязательно ведет к повышению прибыли и производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной (например, людях). Взаимосвязь внутренних переменных представлена на рисунке 1.

Анализ внутренней среды организации представляет собой процесс, посредством которого контролируют внутренние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить сильные и слабые стороны организации.

 

 

Технология
Цели
Задачи
Люди
Структура

 


 

Рис. 1. Взаимосвязь внутренних переменных организации

 

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

1. Кадры организации. Изучается взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

2. Организация управления. Изучаются коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения.

3. Производство. Изучается:

- может ли организация производить свои товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты, и если нет, то почему;

- какой доступ имеет организация к новым материалам; зависит ли она от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков;

- является ли оборудование организации современным, и хорошо ли оно обслуживается;

- рассчитаны ли закупки организации на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа;

- существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями;

- подвержена ли продукция организации сезонным колебаниям, и если да, то как это исправить;

- может ли организация обслуживать те рынки, которые не обслуживают ее конкуренты;

- обладает ли организация эффективной системой контроля качества;

- насколько эффективно организация спланировала процесс производства и можно ли его улучшить.

4. Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции и изучает:

- долю рынка и конкурентоспособность;

- разнообразие и качество ассортимента изделий;

- рыночную демографическую статистику;

- рыночные исследования и разработки;

- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

- сбыт, реклама и продвижение товара;

- прибыль.

5. Финансы. Включают в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

6. Организационная культура. Представляет собой набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

В целом анализ внешней и внутренней среды организации направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация, для формулирования стратегии организации.