Ее история – любовь 16 страница

Прямо на зеленых лужайках были расставлены празднично накрытые столы. С деревьев и кустов свисали корзины с сочными фруктами, горел костер, крутился вертел, гостей ждал шашлык с дымком из баранины. Благоухали розы, в воздухе витали пьянящие ароматы. Торжество продолжалось до глубокой ночи. «Это действительно праздник», – сказал, прощаясь, один из племянников, журналист, которого, как считалось в семье, уже невозможно ничем удивить. Фантастически интересно построить свой особенный дом, когда есть Божья милость, время и энергия, терпение и настойчивость, а умение приходит с опытом. Доказательство – у нас перед глазами. Дом с живою душой – так говорят о нем все, кто здесь побывает. Натали каждый день кланяется судьбе за то, что оказалось возможным реализовать такой смелый замысел с милостью и радостью.

Собственно, точно так же мы должны строить и свою жизнь, и каждый свой день. Мы уезжали к себе в Питер с желанием наводить порядок всегда и во всем, с новым ощущением важности высокого порядка, в первую очередь, дома, в быту, чтобы он не тяготил, а очищал твое внутреннее пространство. Чистота и порядок – старые, затертые слова и понятия, но для нас они зазвучали, запели по-новому. Хотите знать, почему Натали не выйдет из дома, если в нем не прибрано так, чтобы все было на месте?

– Всем это кажется суетой, суматохой, очень второстепенным будто бы делом, – признается Натали, – что совершенно верно, ибо внешний порядок в быту загребает силы, принадлежащие сперва внутреннему порядку. Но я борюсь, чтобы и шлепанцы были на своем месте, а не валялись на кровати или где-то в углу. Защищаю внешний порядок внутренней строгостью: ты опоздаешь, но все должно не быть, а жить на своем месте. За такую чепуху я боролась и борюсь! Потому что кажущаяся внешняя чепуха, на самом деле, основа всего малейшего в жизни, и когда ребенок растет, он ведь растет именно от пустяшного – к главнейшему.

– Обыкновенно люди за своим домом следят, прибирают, как могут, и принимать гостей для меня – радость, новая встреча и любовь, – говорит Натали. – Но есть другой – первый порядок в пространстве, высшая гармония мира невидимого, и надо ее принять-заслужить. В этот порядок я влюблена с малых лет, но в беспорядке с ним нельзя встретиться. В хаосе всегда незаметно дьявольское подкрадывание, и там, где провал жизни, – он уже «царь».

Потому для нее так важно все поставить на правильное место и у себя дома, и в своем внутреннем пространстве. Наш дом – это же наши Господние ясли, мы в них рождаемся, вот и надо их созидать, чтобы укреплялся наш дух, говорит Натали. Первый шаг облегчает подход к другому порядку, который исходит от верхних небес и помогает строить наш «внутренний» дом. Для Натали без одного порядка не может быть другого. Что такое порядок? Это когда все на своем месте: атом и электроны, молитва и покаяние, пение и радость, награда и жизненные испытания, чтобы подниматься по годам и расти к свету.

В заключительный день нам хотелось с удвоенной силой напитаться удивительной атмосферой того прекрасного дома, который подарил нам радость иного рождения. Хотелось увести с собой неповторимый дух этой усадьбы и всего, что ее окружает в благословенном месте, ставшем для нас центром особой красоты и гармонии.

 

День прощальный, заповедный

 

 

Как обычно, день прощальный начался с чтения Библии. В часовне голос Натали был спокоен и взволнован одновременно:

«Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»...

Еще отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет Воля Твоя...

И вот один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

«Ходя же, проповедуйте» – это, конечно, звучало как напутствие в наших делах, чем бы каждая из нас ни занималась. Не отступать от своих корней, учить и учиться смелее входить в проект Господний – жизнью живой. Часто вспоминаю сказанное мне Натали: «Вы уже не мертвый лист». Тайна и реальность в едином. Единство – соединение Господа с человеком своим, который этой тайной живет и ее величает, говорит Натали, и эта реальность – метафизиологическая, которая рождается телом христианским, несущим свой земной храм.

Вложи меч в ножны, неужели мне не испить чаши, которую дал мне Отец? Этот вопрос тоже адресован каждой из нас. Случилось великое страдание – вложи меч в ножны. Войди в послушание и подумай, почему Господь послал тебе испить эту чашу? Не бросайся по сторонам в пустых битвах и разговорах, а войди в тишину своего страдания: «подойди к себе»!

«Благослови, Господи, эту работу, она – не наша, она – Твоя», – прошептала Натали. Она ушла, а мы еще долго внимали тишине с благодарностью за особую встречу, особые дни, проведенные на особой земле. Мы прощались с замечательной часовенкой, которая венчает холм – самый высокий в этой окрестности. Ранним утром, когда туман еще клубится внизу, опускаясь, поднимаясь, перед глазами как будто разворачивается величественная картина сотворения мира. И для нас было уже несомненно, что сотворение каждого человека на земле продолжается.

Чтение книг в наш прощальный день тоже проходило под особым знаком – как наставление, напутствие на долгую перспективу

А лучше сказать, на всю нашу жизнь, в чем-то важном глубоко изменившуюся. В чем же? Именно об этом великолепно говорилось и утреннем чтении о женщинах. Вновь попытаюсь его пересказать максимально близко к тому толкованию, которое дает Анник де Сюзенель.

Авраам посылает слугу избрать жену для своего нового сына Исаака. Ее зовут Ревекка, что означает «кормуша». Она очень красива, нo пока духовно стерильна. У Ревекки есть слуга – Деворра от слова «динар», которое обозначает «глагол». Неслучайные совпадения. Речь о необходимости каждому «двойного» питания: от «кормуши» – молоко физическое, а в «глаголе» сокрыт зародыш самого Господа. В красоте жены «стерильность» исчезает, когда родится «глагол».

– Интересно – первое, что говорит Авраам своей жене Сарре: Ты красива!» – замечает Натали. – Эго значит, первое дело женщины быть красивой, но не столько внешней, сколько внутренней своей богатой женственностью, в которой Господний зародыш. Именно женщина несет этот принцип всего человечества – родить род Господний. Только тогда она не «стерильна» и начинает бороться за свет, отходить от тьмы непонимания, незнания о красоте Господнего желания, чтобы завершиться «мужественностью» по Его пути.

Встреча мужчины и женщины, мужа и жены, мужественности и женственности – это особая тайна, быть может, главное таинство, видимое и ощутимое, в жизни реальной. Об этом мы тоже много беседовали с Натали, и она делилась своими размышлениями о том, почему по онтологическому закону женщина не может позволить себе бури страстей.

– Медицина предложила контрацептивы для защиты женского чрева, но такая «защита» противоречит высшему закону ее чистоплотности, – уверена Натали. – Строгость – вот ее устав для себя. Строгость до того дня, когда сам Господь предложит ей встречу с мужчиной, чтобы соединить «иш» и «иша» – мужское и женское в единое в земном раю. Женщина для того Господом благословлена на брак и чистым чревом положена, чтобы подать новый род Господний. И ее чистоплотность есть хранилище самой ткани Господней. Это высший закон, каждый раз сверхприродный, и наставление каждой женщине.

– А как же наши личные переживания, волнения, чувства – разве они ни при чем? – взволнованно расспрашивали мы Натали.

– Чувства у нас на первом месте, они нас пробуждают к новому внутреннему миру, который несет нам и радости, и трагедии, – отвечала мудрая Натали. – Первая волна притяжения гаснет без Господней любви, которая определяет союз мужчины и женщины, и тогда роды – несчастье вместо чуда и счастья. Создав Адама «мужским и женским», Господь отделяет от него непояснимую ему половину и показывает Адаму-мужу, кто его единственная жена – в едином явлении. И эта жена, а не какая-то другая, должна подать себя этому мужу как необходимая его дополнительность на полноценность брака. Господь создает восторженную, уникальную силу Эроса не для разврата и хаоса, а для рождения плода, чтобы поднять на самый высокий уровень любовь, сливая мужа с женой к одной радости – уже не человеческой, а с плодом Господним.

Величие этой свадьбы ведет тайну на соединение, продолжает Натали, в живом чреве жены соединяются лицо отца и матери новым лицом, чтобы родить образ Божий – дитя Господнее. Эрос есть величие и красота, восторг, который дарует жизнь единству! Эрос – энергия Господняя, желание причастия, величия в соединении мужского и женского, никакой не стыд и не срам, а чудо самое реальное! Восторг, я бы сказала, с «ухом» на небе и «глазом» на земле. Стыд и срам, когда мы этого не знаем, и жена не умеет величать и беречь мужа, а муж – жену. Тогда он теряет свой «чин» сакральный и жене не нужен, ибо она тогда не величие, а жертва.

Натали в который раз огорчается, что священнослужители своим просвещенным языком не решаются говорить о сексуальном поведении молодых, не помогают им встать на великую дорогу Эроса. Почему они стыдливо молчат перед реальностью? Почему такая трусость и отказ от защиты образа высшей любви открытым словом на пути сакральной жизни, дарованной Богом?

С давних времен известно, что женщине нельзя подходить к причастию, когда у нее, как теперь говорят, «критические дни», но священники тоже не объясняют, почему? В толковании Анник де Сюзенель есть и на этот счет пояснение: в такие дни у женщины изливается как бы «не чистая» кровь, но почему не чистая? Это не с позиций морали, а по онтологическому закону: если чрево еще не готово подать плод – значит, женщина не подошла к своей «завершенности», к высшему браку. Через мужа с «чином Господним» она должна выйти на «сушу» – стать мужественной и родить дитя, если на то есть Воля Божья. С потерей крови в такие дни женщина теряет и энергию, и должна знать, что сексуальная жизнь усиливает потерю, если она растрачивает это время без внимания и осознанности к себе.

С возрастом у женщины кровотечения прекращаются – что означает остановка потери этой энергии? С французского «климакс» переводится как «возврат к возрасту», что гораздо точнее по главнейшему смыслу, утверждает Анник де Сюзенель: «Женщина в это время несет в своей плоти возможность восстановления брака иного – Божественного рода, что должно было бы представлять для нее «крылатую весну». А женщина, наоборот, в это время, как правило, плачет о своей ушедшей молодости, старается скрыть морщины, прибегает к пластической хирургии, принимает гормональные препараты.

Я когда-то много общалась с врачами и тоже писала о пользе таких препаратов, которые, по мнению медицинских экспертов, продлевают женскую молодость, защищают от многих возрастных болезней вроде остеопороза, из-за которого кости становятся все более хрупкими. Возможно, они и впрямь помогают, но куда как важнее знать о ином пути исцеления, ибо женщине заповедано особое восхождение по годам. Во второй половине жизни ей действительно может открыться новая молодость и новая весна – осознанная.

«В это время в связи с гормональной перестройкой, – пишет Анник де Сюзенель, – организм «накачивается» иными батареями, связанными с эпифизом в мозгу. Древние люди называли его «солнцем в голове». Женщина от лунного ритма переходит к солнечному». И это тоже закон онтологический, который по-особому звучит в организме женского храма, и если она подходит к своему высшему призванию, то реально обретает новую «крылатую весну» и ощущение полета жизни, а вовсе не угасания.

Когда Господь показывает Адаму жену, первое, что тот восклицает: «Плоть моей плоти, кость моей кости». Жена – его потенциал, его дополнительность, его полноценность. Их встреча происходит по Господней воле, а не просто по желанию мужа или жены, уверена Натали. Поэтому она так настаивает на полноценной семье, в которой у детей должны быть отец и мать. И дочерям своим она говорила со всей строгостью: не вздумайте явиться с ребенком без отца!

– Если у вас есть такой муж, который подает вам поклон каждый день, любит вас во всех отношениях, только тогда вы получаете настоящее уважение, и оно сможет вас возвышать, как я говорю, вос-сотворять, – продолжает тему о мужьях Натали. – Как-то раз Жильбер, когда мы еще не были женаты, признался: если завтра мне скажут, что у вас больше нет ни рук, ни ног, я все равно на вас женюсь. Такая любовь, захватывая немыслимое, хочет тебя истинно призвать, и ты чувствуешь это призвание ясно, хоть и едва веришь! Я почувствовала и сказала: «Да будет Воля Твоя!»

Теперь и тогда знала, продолжала Натали, кому хочу поклониться, чувствовала прикорененность к вечному закону. Сам Господь, воплотившись в Иисуса, вырос через женское тело – храм чрева святого. Женщина – порода Господняя, невеста Его. Она входит во брак с жизнью, а жизнь – это Господнее присутствие мужественности – и оно приносится мужем на его завершение с женой. Она потенциал, чаша и должна вырасти, родиться по-иному, чтобы рожать, а не умножаться.

– Но как родиться по-иному, как женщина должна вырасти? – снова и снова мы стремились докопаться до глубины с помощью Натали.

– Принять долю тайны и молиться о том, чтобы муж ее любил через Господнюю волю, каким бы ни было расстояние, чтобы он видел глазом внутренним, что она его любит во всей глубине. И даже внешним: что он не может сделать – она сделает, и наоборот. Они слиты, потому что ожидают себя вместе, друг другом живут и иногда даже становятся похожи. Хотелось бы и мне быть на мужа похожей, но мне до него еще далеко, признается Натали. Нам счастье и беда – одно благо. Если мы несчастны, то чего нам не хватает, ведь мы же вместе? Именно этой тайной милости.

Мы должны влюбиться в нее – не так, как мы влюбляемся в мужа, в наших детей, в тех, кого мы любим, не разглядывая, какие они. Но сперва влюбиться в Того, Кто дал тебе все и простил! Дал свою собственную архитектуру с желанием по ней тебя сотворить, перестрадал за тебя и за твой отказ воспринять все от Него, и снова дал, и снова простил. Для меня эта тайна более реальна, чем любая реальность. Дать и простить – дар Господа – тайная любовь к человеку.

На занятиях в студии Натали еще раз подчеркнула: «Я никакую анатомию не изучала, мною двигают совершенно иные силы, я в ином проекте разыскиваю силу здоровья. И приумножить свое здоровье можно только дыханием с переливанием крови от высших вод к нижним, со-творяя плоть. Если я не сумела сегодня, как и каждый день, подойти к молитве, то есть к высшему состоянию, и преклонить свой череп, свою голгофу, на выдохе, то мое тело не будет храмом, и начнет вянуть, ибо останется без связи, без защиты и будет болеть.

Если я скажу: у меня болит бедро, больше не буду заниматься – так я рухну еще быстрее, уверенно продолжила Натали: «Но я знаю, что должна не просто говорить «спасибо» за то, что еще могу встать, но должна стремиться к знанию с милостью, чтобы заниматься грамотно и каждый новый день использовать на рост осознанности, восстановления жизни на радость творчества с новой информацией. Мы можем многое знать, но способность к рациональному еще не означает открытость к милости, к духовному полету. Иногда случается «горе от ума», а ведь человеческий ум и высшая мудрость должны быть слиты воедино, как слиты в единое муж и жена – не просто сентиментально, но благословенно через наши корни библейские. Как ответила моя дочь Татьяна на вопрос, зачем ей благословение: «Мне перед Господом необходимо от батюшки получить благословение на жизнь вечную, чтобы начать жизнь по-настоящему!»

Христос воплотился в тело, а не в луч света и не в бесплотную материю, всегда подчеркивает Натали. Кость и плоть – одно дело Господнее, Его творение. Не одной молитвой вы будете исцеляться, вы есть ваш костяк, он выражает ваш образ и лицо. У нас есть «костяк откровения». Нам подано: со-творяться с Господней помощью. Не только молитвой, от нее не отступать, но с ней входить в свой «внутренний» храм и начать с восторгом развитие науки дыхания. Восходить по правильному построению кости. Вот посмотрите и медленно, медленно внимайте по себе:

– Сегодня время требует от каждой не хранить, но развернуть мудрость, при этом полностью отступить от всяких размышлений и даже богословских объяснений, которые плотью пренебрегают.

Слово – в святости дел и молчании. Сегодня образ твой молит тебя перейти на другую сторону – запеть своим образом, начать литургию в себе, где чуть выше и труднее себя преобразить, где слова наши ни к чему, где всякое молчание – первый рост, но самый высокий.

Чтобы подойти к Слову, требуется изучить свою вертикаль – каждое расстояние межпозвоночное до шейных позвонков на поклон вертикалью над высоким пупком. Дать полет шейным позвонкам и освободить челюсть – по всей длине – от ключиц до челюсти. Вдохом опустошить чрево всяких ненужных телес, вытянуть пружину обоих бедренных суставов, притягивая колонны прямых ног так, чтобы мышцы ягодиц возводили треугольник к поясным позвонкам ввысь, освобождая тяжесть, повисшую на сакральных позвонках и седалищных буграх.

Расправить заднюю ось хребта для поясных позвонков, не баянить их, почки полностью расправить втянутым пупком к ним, но сначала их полюбить и поблагодарить. Медленно добираться до верного чутья. Пупок, как якорь, тянет почки кверху, к шейным позвонкам по внутренней вертикали – так, чтобы расправить спинные позвонки на полет. Но расправить – это не значит натягивать. И, наконец, постарайтесь заменить интеллект новым чувством «течения крови» вдоль длинных рук, от локтя, оттягивая плечо от привязки к седьмому шейному позвонку. Покажите внутреннюю культуру грамотой чутья! Прямоугольник туловища – «внутреннего собора» – освободил нижний отдел таза и ног. Земля ваш трамплин...

Дорожить телом – значит, уважать Господнее желание и дорожить здоровьем, охранять свой внутренний храм. Мы же все время, буквально на каждом шагу, ввергаем себя в грех, потому и в своем теле-храме допускаем разрушение не менее жуткое, чем атомный взрыв. А созидательная сила – в реальности образа Божьего в каждом из нас. Господь заповедал нам мощь войти в эту тайну и оставил «секрет» – восторг начинать учиться и работать Его дуновением в наши ноздри. Тайна, не устает повторять Натали, притягивает нас к творчеству иного порядка. Восхитительного: мне уже за 80, и меня ждет свидание, а не смерть. Пожалуйста, встанем, помолимся Отцу с восторгом, радостью и смирением любить нашу святую связь!

Этот семинар был нужен и ей самой, как нам всем, для истинного спасения. Смерть Фабриса – второго сына, которому не было еще и 50, для всей семьи Дроэн стала первым глубинным потрясением. Уход родного человека – боль и рана без слов, тем более для родителей уход любимого сына – невыносимое испытание, переживание своего собственного падения в пропасть мук и тяжесть молчания. Пройдя вновь через искушение бросить все дела и занятия, Натали, в конце концов, нашла в себе свет и видит сына живого над собой: «Я найду путь к силе, чтобы от сына не отцепляться». Она знает, что в ином пространстве он рядом, он тут, улыбается всем исцеленный...

Я вдруг явственно для себя ощутила, что общение с Натали и работа над этой книгой нужны мне в первую очередь для того, чтобы «не отцепляться» от мужа, его живой памяти, чтобы найти путь к той силе, которая приблизит меня к любимой улетевшей душе... И действительно – мы не только не отдаляемся друг от друга, но с годами становимся ближе, расстояние сокращается – и любовь разгорается...

«Много горя на свете, кто его не испытал, но одна скорбь убивает душу, другая вносит в нее жизнь, бодрость и мир, – прочла я в «Дневнике православного священника». – Для нас недостаточно только скорбеть. Будем молиться, чтобы Господь освятил нашу скорбь. Неосвященная, она будет для нас проклятием, а не благословением, а скорбь святая приближает нас к Богу, сближает с людьми, одухотворяет сердце и бросает новый свет на будущее. Мы должны в этой скорби найти самого Бога. «Всякий, живущий и верующий в меня, не умрет во век. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

Господь сам проверяет нас через слезные воды наших скорбей, и в чаше страданий не может быть ни одной лишней капли. Скорби глубоко смиряют человеческую гордыню. Чувствуя себя потерянным и ничтожным, человек невольно ищет утверждения в силе Божьей и раскрывает молитвою себя, возвращается в Отчий дом».

Есть ощущение «иного» дыхания – им и надо дышать, родиться этим духом. Натали говорит: «Природа дарит нам полноценный свет, в который я влюблена. Нам мало бытового свеча, ибо быт – не свет, нам не хватает даже солнечных лучей, мы ими не изменимся, ибо мы рождены от иного света, и он нам необходим! Такой свет, который подвигает к мужественности – выйти из «вод» непонимания. Оставь свои дела и посмотри, каков твой образ. Дух выстраивай сперва! И тогда усталость отступает. Но энтропия тут как тут – закон времени над всем живым. С энтропией будет постоянный поход и борьба, как у Иакова: рождение самого себя в себе – защитить свой род Господний и пред Отцом вставать! В чем была его сила? В вере! Она оказывается первая и последняя необходимость».

Чтение «О Букве» вновь углубляло наше понимание сути бытия. Десятая буква ЙОД представляет внутреннее имя человека, это и есть семя образа Божьего, а запечатленная в нас тетраграмма ЙОД – ХЕЙ – ВАВ – ХЕЙ, сокращенно на иврите – YHVH – программа преображения этого образа. Как именно? Натали объясняет по порядку:

– ИОД включен в каждого человека, он – его зародыш, но находится во «тьме» – в непояснимости младенца. Это глубинное просвещение, приблизиться к которому можно только крещением, значит личным желанием принять традицию для своего просвещения. ВАВ – хребет, соединение двух дуновений. ХЕЙ – «золотое дыхание»: течение вдоха к выдоху. К тетраграмме YHVH – главнейшему нашему призванию мы еще не раз вернемся, чтобы углубиться в его сокровенный смысл, понять, в какую дверь входим «внутренним» храмом. Знайте одно – когда человек рождается в себе по-иному, подходит к послушанию, ему начинает содействовать Господь. Такой союз и называется синергией. Девятая буква ТЕТ по форме похожа на змею или на щит. Змея, кусающая себя за хвост, завершает свой круг. Человек, который борется с искушениями, тоже «кусает себя за хвост», и когда он приподнимается по спирали, расшифровывая по ступенькам верный путь до «глагола», то он завершает свою дорогу. «Девятка» – число завершенности.

Каждый ребенок является сакральной благодатью. Единство отца и матери – их новое лицо – дар Господний. Но впереди нас ждет иное рождение, ибо цель у нас новая – родить дитя Господнее в самом себе, чтобы истинно стать образом Божьим и начать путь от образа к подобию. А мы не со-творяем этого «ребенка» внутри себя и отдаем его змею – тому самому, который искушает человека со времен Адама и Евы, и не только в раю.

Если вы не будете проверять себя в каждом деле, поступке, так о каком стремлении к завершению можно говорить?! Если вы подошли к познанию и его отбрасываете, то это тоже есть отступление. Недаром в Писании сказано: если вам много дано, и вы дар развиваете, то добавится еще больше, а если мало дано, и вы с малым засыхаете, то и это отнимется. Речь о даре, который дан свыше. Он дается каждому, но один проходит мимо, а другой – нет. Не проходит и несет плоды, приумножая. Нельзя отказываться от Господних даров.

Здоровье – это, в первую очередь, необходимость «подойти к себе», к истинной любви, себя со-творяя, не сомневается Натали, подойти к Тому, Кто ее постоянно рождает, с Ним дышать осознанно и высоко. Не только внешним порядком. Главное – подойти к зрелости, чтобы не утерять плод, знать, какой плод выращивать. Наполнить пашу осознанность, чтобы воскресить в себе Господнее присутствие. Учиться молиться и радоваться истинному шагу вперед.

Как же начать жить по-новому? Очень просто. Прислушайтесь к Божьему роднику в глубине вашего сердца, дайте свободу светлым струям, внесите в жизнь хоть каплю высшей любви к Божьей милости и «не потеряете награды своей», сказано в Евангелии. Себя не забывайте, познавайте поданное, напутствует Натали: «Учитесь приподнимать «гарпун», помните о седьмой букве «ЗАИН», помогающей «рассекать» Старые шкуры, чтобы от них освобождаться, старайтесь не оседать хребтом, не разваливаться выдохом, Надо поставить дело своей жизни на иную ступень. Или мы еще принадлежим к «стерильным» женщинам, которые живут в неосознанности, или мы осознаем в себе «АЛЕФ» как основу всей жизни и начинаем дышать, питаться им больше, чем всем остальным. Тогда в нашей жизни нет отставки и остановки».

Натали начинала жизнь в студенческом христианском движении, и к 80-ти годам увлечена христианским движением еще больше. То, что она сама сумела для себя открыть и понять, старается передать другим своим трепетным и откровенным экспериментом. Прощальный ужин. Мы сидим на солнечной террасе, откуда открывается восхитительный вид, но наш взгляд устремлен в свою глубину. И мы говорим о самом для себя сокровенном.

– Ребенок не может расти без материнского молока, не может и без духовного. Вы, Натали, для нас мать духовная, – сказала от имени всех Людмила Ануфриева.

Натали, как всегда, настроена строго и отвечает без сантиментов сразу с «иной» территории:

– Для людей каждая встреча является тайной. Что выйдет из нашей с вами встречи, из нашей взаимосвязи? Она сама возведена тайной, которая нас все время проверяет: какой дух мы вложим в наше желание и как глубоко влюбимся в слух – послушанием. Сумею ли я передать вам свой нужный (или не нужный) опыт, а вы – услышать и передать дальше, другим, но что именно стремимся мы передать? Сколько секретов в науке корней, еще не поясненных в нашей традиции? Заслужим ли силы на такую мощь – продолжать «рожать» вместе истинный восход в себе – метафизиологический, выстраивающий на вертикаль наше тело-храм – собор жизни...

Моя внутренняя жизнь всегда меня воспламеняет, продолжает Натали, как и наше недоделанное вместе с вами дело, но уже рожденное и его нельзя расслаблять. Я никогда не скажу вам – расслабьтесь, но – освободитесь, учитесь, благодарите! Я прошу – пожалуйста, не расслабляйтесь! Надо не забывать себя судить, чтобы учиться восходить в себе. Как правильно встать вертикально на поклон? Приходит усталость, а ты встань правильно и люби. Уметь встать перед человеком, всяким, а перед любимым – летать, забывать себя во всем и к нему добираться, но ему не мешать! Как? Дуновением в ноздри – духом впитывать небесный вдох и еще глубже радоваться победе. «Высокомерность» – высокая мера и Господнее нам завещание Ему уподобляться послушанием, а не страшиться своей немощи...

По-настоящему любовь не такая, как кажется внешне, уверена Натали. Прикрикиваешь, когда тебе что-то не нравится, и сама себе не нравишься, а другой раз свирепеешь от неумения. Слишком близко принимаешь к сердцу внешние обстоятельства, незнание детей и нежелание их узнать поглубже о главнейшем. Неудовлетворенность подчеркивает, что не прислушиваешься постоянно к тому, к чему должна прислушаться.

Быт – это угроза и отдаление нас от Бытия, настаивает Натали, и внешний беспорядок происходит из-за непослушания – правильного внутреннего поведения, из-за неумения держаться за свободный свой выбор. А по-настоящему через внешнее проявляется послушание поколениями выросшей в культуре традиции, к которой Натали всю жизнь приобщается благодаря замужеству. Стиль, воспитание, рост красоты, сдержанность, управление собой – выбор глубины есть рамка, которая содержит фундамент всей жизни под высшим глазом, который в нас, людях осознанных, крещенных, не должен гаснуть, но поджигать невидимую высь Господней породы!

Каждая из нас уезжала с ощущением новой для себя глубины, особого внутреннего полета, как будто Натали зажгла свет внутри нас. И я покидала Тимекур иной, обновленной, приоткрыв путь от буквы – к тайне женственности, от символики – к реальности сакральной архитектуры тела, которая дает истинный полет. Вы отступаете от своей тяжести, но не забывайте, как начинается ваш рост. Иначе опять упадете. Господь поставил каждого на свое место, у каждого своя воля – стать и выбрать, но если мы с тайной Господней будем жить, мы сможем вырасти и показать, кто мы и что получили с нашими корнями: «Подойди к себе!» Тут начинается человеческая суть нового порядка. Космическое дело: найди порядок, который Творец устраивает внутри тебя, где Его земля обетованная, чтобы с Ним начать обустраивать свою, избранную землю «переливанием крови». И подниматься по годам перед каждым лицом, с поклоном к его зародышу, он – тоже образ Божий.

Впереди – путь к образу, с которым еще тоже мало кто знаком, к пониманию того, что наш путь мы должны завоевать, только не по мужскому пути, а Господнему, который от нас требует возрождаться и возвышаться к Нему. Нет ничего более радостного, чем такая дорога, полная творческих озарений и мук, но всегда живая и просветленная. Такая дорога никогда не будет легкой, но все другие – тупики.

Тимекур навсегда останется для нас особенным центром науки женского возрождения. И желание Натали остаться навсегда подле любимой часовни – не каприз, не причуда, а скорее, желание остаться охранять этот центр женского просвещения, новой науки, рожденной не от интеллекта, а от опыта, положенного к ногам нашей традиции для роста женской осознанности, воцаряя ею свою мужественность в делах земных. Это, если хотите, ее особенное, как бы последнее «дитя ». Восьмое, а цифра 8 – знак вечности, если ее положить горизонтально. В этой часовне дитя по имени «метафизиология» рождалось с молитвой, чтобы здесь воцариться в гармонии духа, тела и дела – рождения новой женщины, освященной любовью Творца.