Рекомендации по подготовке и проведению выступлений
Подготовка и проведение выступлений
Методы обхождения или нейтрализации участников делового совещания
При проведении совещаний нередко приходится иметь дело с одними и теми же, весьма характерными, типами участников обсуждения. Данные участники зачастую вносят дезорганизацию и неконструктивный подход к рассмотрению вопросов.
Типы участников обсуждения и рекомендуемые методы их обхождения или нейтрализации.
Спорщик- Сохранять невозмутимость и деловитость. Предоставить группе отвергать его утверждения.
Позитивист- Предложить ему подведение итогов, втянуть в дискуссию.
Всезнайка- Призвать группу занять определенную позицию по отношению к его утверждениям.
Словоохотливый- Тактично прерывать. Напоминать о регламенте.
Застенчивый- Ставить несложные вопросы, укрепить его уверенность в силах.
Негативист- Признать, оценить его знания и опыт.
Не проявляющий интереса - Спросить его о работе. Привести примеры из его сферы интересов.
Крупная шишка - Избегать прямой критики, применять технику «Да, но...»
Расспрашивающий- Адресовать его вопросы группе.
Умело построенная речь заставляет думать, вызывает нужные реакции и эмоции слушателей. Помогает этому часто не форма, а содержание речи: применение в ней сравнений, шуток, цитат, метафор.
Вместе с тем основной недостаток многих выступлений — многословие. Лишние, ненужные слова засоряют речь, мешают ее живости. Это можно отнести к использованию штампов, казенных выражений и слов-паразитов («так сказать», «это», «ну» и т.д.).
До выступления:
· выяснить место и условия предстоящего выступления (число присутствующих, расположение зала, имеющееся оборудование и т. п.);
· узнать, сколько времени отводится на выступление;
· каким образом вас представят аудитории;
· узнать, кто будет присутствовать, и получить о них необходимую информацию;
· отрепетировать выступление;
· проверить оборудование и вспомогательные средства;
· постараться встретиться с присутствующими до выступления, таким образом вы будете «знать» их.
Во время выступления:
· перед началом выступления убедиться, что все сидят и готовы вас слушать;
· произнести первую фразу четко и уверенно, чтобы привлечь внимание;
· обеспечить яркое, интересное начало выступления. К примеру, привести весьма интересный факт по обсуждаемой теме;
· далее стараться удерживать внимание аудитории, поддерживать интерес к выступлению;
· объяснить присутствующим, почему данная тема важна для них;
· перечислить основные пункты выступления (и сказать, когда вы хотели бы ответить на вопросы — по ходу или в конце);
· не напрягаться;
· произносить ключевые слова, написанные на слайдах;
· не зачитывать выступление;
· демонстрировать свою убежденность и энтузиазм словами, голосом и жестами;
· четко рассказать о выгодах;
· представить фактические подтверждения (а не мнения);
· показать финансовую целесообразность;
· продемонстрировать, что потенциальные проблемы выявлены и преодолимы;
· развлекать слушателей короткими историями, иллюстрациями, примерами. Однако анекдоты использовать в крайних случаях;
· варьировать голос (тон и громкость);
· исключить сквернословие, рискованные шутки и т. п.;
· избегать излишних передвижений и экстравагантных жестов;
· не извиняться;
· обеспечить краткость выступления. Ни в коем случае не нарушать установленный регламент;
· подключать слушателей — разрешать им задавать вопросы и самому спрашивать их;
· дать аудитории возможность слышать, видеть и участвовать, для чего использовать визуальные средства, практические примеры и т. д.;
· прекратить говорить, когда слушатели все еще желают слушать ваше выступление;
· завершить выступление на позитивной ноте;
· учитывать, что окончание речи является весьма важным моментом, который будут помнить дольше, его желательно учить наизусть;
· в конце речи призвать к действию или попросить поддержку, одобрение, также можно по возможности сделать слушателям подходящий комплимент, вызвать смех, использовать цитату;
· обеспечить, чтобы конец и начало выступления были связаны друг с другом;
· отвечать на вопросы уверенно.
При использовании оборудования и вспомогательных средств рекомендуется:
· опробовать данную технику заранее и убедиться в том, что все работает;
· самому в совершенстве владеть этой техникой или иметь рядом техника, который поможет разрешить проблему с оборудованием;
· иметь в виду, что все может пойти не так, как хотелось бы, и вам придется выходить из положения, используя для иллюстрации выступления другие средства;
· работая с лекционными плакатами, делать большую часть надписей заранее, писать четко и ровно (для этого на некоторых плакатах имеется разметка). Стараться приобретать перекидные плакаты, ими удобно пользоваться;
· избегать оранжевого и красного цветов в лекционных плакатах или слайдах, так как в этом случае их трудно читать на расстоянии. Рекомендуется использовать темно-синий, зеленый или черный цвета;
· прокладывать прозрачные пленки для проектора бумагой, чтобы предотвратить их склеивание или падение;
· не читать со слайдов, так как людям это не нравится;
· размещать на каждом слайде минимум информации (20 или менее слов);
· текст на слайдах делать достаточно крупным, чтобы его хорошо было видно;
· демонстрировать слайды в надлежащем порядке, пронумеровав их;
· использовать зрительные образы, например рисунки.