Техника планирования
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных — моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.
Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, — это бюджетный метод. Сего помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.
Другой прием техники планирования — анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их. Этот вариант планирования может быть использован при проектировании СТО.
В 60-е гг. широко применялась такая техника планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблем и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.
Названные модели, хотя и носят количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов планирования.
Существует и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель — помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.
После того как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии. Упрощенная методика определения положения организации и ее изделий по отношению к возможностям отрасли была разработана Бостонской консультативной группой (БКГ). При анализе портфеля (набора вариантов) инвестиций проводится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. На рисунке 4.1. показана матрица БКГ, которая может помочь при формировании вариантов и выборе управленческих решений.
Например, если ваше изделие или услуга занимают большую долю рынка и имеют высокие темпы роста (звезда), вы будете придерживаться стратегии роста. Если ваше изделие или услуга занимают малую долю и имеют низкие темпы роста (собака), вы можете выбрать стратегию отсечения лишнего.
Формирование наличности (доля рынка) | |||
Высокая | Низкая | ||
Использование наличности | Высокие | “Звезды” | “Дикие кошки” |
(темпы роста) | Низкие | “Дойные коровы” | “Собаки” |
Рис. 4.1. Матрица Бостонской консультативной группы
Прогнозирование— определение последовательности действий и событий, необходимых для своевременного получения результатов.
Планирование и прогнозирование всегда ориентируются на данные прошлого, но стремятся определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность прогнозирования зависит от точности полученной и обработанной информации — фактических показателей прошлого.
Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда:
• Экономические прогнозы — носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по организации или по конкретным изделиям.
• Прогнозы развития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке и т.д.
• Прогнозы развития технологии — ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.
• Прогнозы состояния рынка — используются для анализа рынка товаров.
• Социальное прогнозирование — исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям