Взаимоотношения с США и Ираном

Апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией, как финансовой опорой терроризма в мире. 1 октября 2007 года Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особоё внимание на борьбе в наркоэкспансией в афганском направлении.

Страны-участницы.Страны-участницы ШОС — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР. Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай.

Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб-квартира организации расположена в Пекине. Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария Земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».

ШОС - новый военно-политический блок.

Прошедшие в последние два года цветные революции изменили не только отношения к СНГ, как виртуальному союзу, и векторы приоритетов развития государств, но и формат, и направление развития международных организаций, таких как ГУАМ, ОДКБ, ШОС. Если направления движения первых двух союзов не изменился, то последняя организация явственно стала изменять свои задачи и приоритеты сотрудничества.

Шанха́йская организа́ция сотру́дничества (ШОС) — субрегиональная международная организация взаимозащиты, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами Шанхайской пятёрки, основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Основы сотрудничества Шанхайской пятёрки изначально были заложены 26 апреля 1996 года с подписанием в Шанхае «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы» и подписанном на второй московской встрече 24 апреля 1997 года «Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы». Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, не принадлежности к блокам, не направленности против третьих стран.

В качестве объединяющего фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением Талибан, создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц позволили присоединиться к организации Узбекистану (что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или Шанхайскую шестёрку). Декларация о её создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.

Первыми документами, принятыми ШОС, стали: «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и "Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Государства-наблюдатели. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы: Совет глав государств (СГГ); Совет глав правительств (СГП);Совет министров иностранных дел (СМИД):Совещания руководителей министреств и ведомств; Совет национальных координаторов (ЕНК);Региональная антитеррористическая структура (РАТС); Секретариат - постоянно действующий административный орган.

По мнениям некоторых аналитиков, вопреки декларируемому равноправию Китай рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта и стремится сформировать здесь общее экономическое пространство. Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Пекин демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств-участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей Шанхая.

Москва же опасается, что Китай установит экономическую гегемонию в пост-советской Азии, и делает всё возможное для того, чтобы блокировать интеграционные предложения Пекина. Россия предпочитает договариваться о свободном движении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы лишь с равными или отстающими по экономическому развитию странами СНГ. Китай, предлагающий дешёвые товары и рабочую силу, к таковым явно не относится. Китайские товары могут вытеснить с рынка российских производителей, а китайские рабочие — резко изменить социальную и демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Кроме того, Москва опасается, что расширение торговли с Китаем закрепит неблагоприятную для России тенденцию: сейчас 95 % российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары, тогда как китайцы экспортируют в Россию в основном продукцию с высокой степенью переработки. Наиболее решительно на сотрудничество с Китаем настроен Казахстан. Приоритет в данной сфере уделяется увеличению поставок казахстанских энергоресурсов (нефти) в Китай. Узбекистан поддерживает Казахстан и также заявляет о необходимости формирования центральноазиатского общего рынка, а на первом этапе — зоны свободной торговли.

Китай считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма.Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Китайские представители неофициально заявляют, что Россия тайно лоббирует интересы Индии в ШОС. Между некоторыми центральноазиатскими странами-членами ШОС существуют проблемы в сфере водопользования, энергоносителей, делимитации и демаркации границ.Среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите проведённом в Астане. В то время как Пакистан и Иран лоббируют получение статуса полноценных участников организации, Индия и Монголия не проявляют такой заинтересованности.

Помощник министра иностранных дел Китая Ли Хуй однажды сказал, что ШОС не примет новых участников, пока остальные члены организации не проведут серьёзные исследования. Григорий Логнинов также заявлял, что расширению ШОС препятствует «незрелый механизм принятия новых участников», в то время как Генеральный секретарь Zhang Deguang сказал, что чрезмерное расширение возможно затруднит интенсификацию сотрудничества.

На серии встреч в феврале 2006 года с китайскими чиновниками и журналистами, президент Пакистана Первез Мушарраф привёл доводы подготовленности Пакистана к присоединению к организации как полноправного участника. Китай ответил, что поспособствует этому, за чем последовало официальное приглашение Мушаррафа на шестой саммит ШОС в Шанхае в 2006 году.

ШОС также поддерживает намерения Индии присоединиться к организации, утверждая, что её заявка будет рассмотрена тщательным образом. Россия также заявила, что согласна на присоединение Пакистана, только если одновременно с ним к организации присоединится Индия.

Беларусь также подала заявку на статус страны-наблюдателя, в чём была поддержана Казахстаном. Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии.

В том же 2001 году в связи с терактом 11 сентября в Нью-Йорке главы правительств шести государств опубликовали заявление с осуждением этого террористического акта, выразив решимость совместно с мировым сообществом вести непримиримую борьбу с терроризмом.

23 мая следующего года в Астане (Казахстан) было проведено очередное заседание руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, на котором было подписано «Решение о проекте Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре». Также был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре.

Несмотря на регулярное проведение совместных антитеррористических учений функционерами ШОС неоднократно подчёркивалось, что организация не является военным альянсом. отметившим, Григорий Логнинов постоянный представитель России в Секретариате что ШОС не является военным союзом, но может проводить совместные учения, ШОС заявил, что ШОС не намерена становится военным блоком; однако он подчеркнул, что растущая опасность «терроризма, экстремизма и сепаратизма» делают необходимым полномерное привлечение вооружённых сил.


В августе 2007 года лидеры шести стран подписали Бишкекскую декларацию и утвердили План действий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ), подготовленный в развитие Заявления глав государств-членов ШОС по МИБ от 15 июня 2006 года.В октябре 2007 года члены ШОС подписали в Душанбе (Таджикистан) Меморандум о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности с целью расширить сотрудничество по таким направлениям как безопасность, правонарушения и наркоторговля Совместные планы между двумя организациями планово должны быть подписаны в начале 2008 года. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа поспешил заметить, что организации не стремятся конкурировать с НАТО в этом регионе, а наоборот — желают сотрудничать.

В 2004 году в одном из интервью 1-ый зам. МИД России В. И. Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защит.:

Адекватный ответ вызовам, с которыми приходится сталкиваться, неизбежно должен иметь политическое, социально-экономическое и гуманитарное измерения. В этом, собственно, и состоит основное предназначение ШОС как механизма многопрофильного сотрудничества государств-членов — обеспечение мира, спокойствия, благополучия и совместного процветания шести стран, стабильности и безопасности в регионе и за его пределами.