Доклад: Международное гуманитарное право

Основные отрасли международного права

В отличие от системы внутреннего права, в отношении которой в последнее время все чаще высказываются сомнения относительно целесообразности ее деления на множественность самостоятельных отраслей права, в доктрине международного права наблюдается полное единодушие по вопросу о существовании в нем самостоятельных отраслей. Расхождения во взглядах касаются лишь количества отраслей международного права и критериев, которым последние должны отвечать.

· Вместе с тем сегодня можно утверждать, что подавляющее большинство как отечественных, так и зарубежных юристов-международников сходится во мнении относительно того, что, для того чтобы совокупность международно-правовых норм признавалась самостоятельной отраслью международного права, должны быть выполнены следующие условия:

o имелся специфический круг общественных отношений;

o существовали специфические нормы, регулирующие эти отношения;

o достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений;

o достаточно обширный объем нормативно-правового материала;

o заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;

o существовали специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли.

· Как результат в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения правомерность выделения в международном праве в качестве самостоятельных следующих отраслей:

o права международных договоров;

o права международных организаций;

o дипломатического и консульского права;

o международного морского права;

o международного воздушного права;

o международного космического права;

o международного экономического права;

o права международной безопасности;

o международного экологического права;

o международного атомного права.

 

Содержание1. История развития международного гуманитарного права.2. Понятие и содержание международного гуманитарного права.3. Анализ некоторых прав, предусмотренных международным гуманитарным правом и правом прав человека.3.1. Право на жизнь3.2. Запрещение пыток негуманного обращения3.3. Судебные гарантии4. Сфера применения международного гуманитарного права и права прав человека4.1. Материальная сфера применения4.2. Сфера применения в отношении лицЗаключение ВведениеНа протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличалисьжестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немалосвидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мнеГосподь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай овладеватьземлею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали заклятию всегорода, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых. 35. Тольковзяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах».)Причина видится в собственности, на которой основано человеческое общество.Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретениясобственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этомплане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир. Этовселяет надежду на усиление тенденции к упрочению мира.Жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к собственнымраненым воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Нотолько в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. B 1859г.французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам в битве приСольферино. Большое число раненых, обреченных на смерть, покрыли поле боя.Санитарная служба отсутствовала. Ставший свидетелем этого, швейцарец АнриДюнан организовал помощь на общественных началах. В дальнейшем он предложилучредить общественный орган по оказанию помощи раненым и больным воинам. Егоидея была реализована путем учреждения соответствующего комитета, который вдальнейшем стал Международным Комитетом Красного Креста.Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию, котораязавершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых в войнена суше 1864 г. Так было положено начало праву защиты жертв войны. Гаагскиеконвенции распространили этот режим и на морскую войну, они также содержатнормы о военнопленных и о мирном населении.Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоиточень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие иназревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости болееглубокого изучения международного гуманитарного права.Международное гуманитарное право является, своего рода, документом, которыйрегламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в нашевремя. 1. История развития Международного гуманитарного права.Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. XXв. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшойпериод он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике,в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатическойконференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международногогуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило,связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции вЖеневе Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во времясухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г.принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий имук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы междуавстрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, вовремя войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет,состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», однойиз основных целей которого была разработка международных гуманитарныхпринципов, а также изучение возможности создания в каждой странедобровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться вмирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военныхдействий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем КомитетаКрасного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом КрасногоКреста.Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложилДюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие ввоенных действиях и не подлежат захвату в плен. В Конвенции оговаривалось,что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводитьсяодинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложилифундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международногогуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военныесанитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивалисьзащита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников,исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должныбыли быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было суважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым;раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того,на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен былобозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевскаяконвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государстваприняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения ихмогущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г.,Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобный случайдоказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой,что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживаласьее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крестбыл все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуациябыла абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающаяавстрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовыбыли найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г. С этого времениКонвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ееавторитета.Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечитьвыполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права. Одиниз основателей Международного комитета Красного Креста и в течение многих летбессменный его Президент — Гюстав Муанье, сразу же после окончания этой войныизложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская конвенция во времяфранко-прусской войны». Главным выводом было то, что сфера применениямеждународного права и распространение знаний о его принципах оказалисьнедостаточными для того, чтобы предотвратить излишне жестокие действиякомбатантов [1].Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющиестороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила неболее 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит ихобоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению. Сама идея, иликонцепция, распространения международного гуманитарного права не родиласьвместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимостиознакомления населения с ее положениями.Хотелось бы отметить, что по поручению Президента США Авраама Линкольна 24апреля 1863 г. по армии США был издан приказ № 100 «Инструкция полевымвойскам Соединенных Штатов», подготовленный известным американским юристомнемецкого происхождения Френсисом Либером. Данная Инструкция, ныне известнаякак Кодекс Либера, подтолкнула процесс последующей кодификации законов иобычаев войны. Кодекс Либера содержал подробные правила, относящиеся ко всемаспектам сухопутной войны, от способов ведения боевых действий как таковых иобращения с гражданским населением до обращения с особыми категориями лиц,такими, как военнопленные, раненые, партизаны (франтиреры) и т. д. ХотяИнструкция полевым войскам Соединенных Штатов формально была сугубовнутренним документом и предназначалась для применения в условиях гражданскойвойны между Севером и Югом, тем не менее она не только послужила импульсомдля последующей кодификации законов и обычаев войны, но и явилась первымпримером регулирования на внутригосударственном уровне отношений по защитежертв войны, воплотившим научные воззрения того периода, в том числе обответственности индивидов за нарушение правил ведения военных действий, атакже явилась документом, провозгласившим необходимость распространениязнаний о праве войны. 2. Понятие и содержание международного гуманитарного права.Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятиебудет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государствправовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтовмеждународного и немеждународного характера и на ограничение средств иметодов ведения войны.Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия ввоенных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозныйперсонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военныхдействиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных,военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарныетранспортные средства, также пользуются защитой норм международногогуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методыведения войны, при использовании которых не проводится различие междукомбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также средстваи методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежатв основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое ихимическое оружие и противопехотные мины. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыреЖеневские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г.и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеютуниверсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций насегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международноегуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений,направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны.Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарногоправа рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу длявсех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участникамисоответствующих международных договоров.В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизнигражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителейи других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а такжесложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц илиумышленное причинение им физического вреда. Другими словами, международноегуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военнойнеобходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международноегуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например набесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью.Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс между военнойнеобходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип пропорциональностидопускает случайные потери жизни среди гражданского населения в случаенападения, однако нападение не допускается, если существует опасность того,что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными поотношению к военному преимуществу, которое предполагается получить.Международное гуманитарное право предусматривает различие междумеждународными и немеждународными вооруженными конфликтами:Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженноепротивостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случаеприменяются многочисленные нормы международного гуманитарного права,содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном протоколеI 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо отпричин возникновения и характера конфликта.Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние впределах одного государства между силами правительства иантиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правомсамостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правомприменять силу для восстановления на своей территории законности и порядка,вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связанонормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил вне международном конфликте обязательно не только для правительственныхвооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству.Норм, применимых к немеждународному вооруженному конфликту, меньше, чем норм,применимых в случае международного конфликта. Они излагаются в общей для всехчетырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II. Такимобразом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случаевооруженного конфликта немеждународного характера необходимо вести военныедействия, строго соблюдая нормы международного гуманитарного права,руководствуясь принципами гуманности.Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие войну, вкоторой одной из сторон являются негосударственные субъекты. Инструментарий,применяемый в такой войне, основан на основных положениях, относящихся квооруженным конфликтам между государствами. Военные действия междуантитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно отнестик данной категории. Те же нормы работают и в случаях, когда на стороне одногоиз государств действуют полувоенные формирования, включенные в составвооруженных сил. Представляется, что именно так обстоит дело с военным крылом“Аль-Каиды” в Афганистане, называемым иногда 55-й бригадой сил движения“Талибан”. При этом остается открытым вопрос, какими нормами регламентируютсявозможные операции США по преследованию “Аль-Каиды” или другихтеррористических групп за пределами Афганистана, в особенности если такиегруппы не будут входить в состав вооруженных сил ни одного из государств.Разумеется, термин «война» неоднократно применялся при обозначении кампанийборьбы с преступностью, в частности с наркокартелями или с мафией. Однакотакие кампании на деле представляют собой, даже при участии военных, широкуюоперацию по обеспечению правопорядка, но не боевые действия вне рамокуголовной юстиции. В таком случае работают традиционные нормы в областизащиты прав человека.При этом гуманитарное право все же применяется к определенным конфликтам сучастием негосударственных субъектов, к которым относятся и мятежники вусловиях гражданской войны. В своих Комментариях к статье 3 Женевскихконвенций 1949 г. МККК раскрывает позицию государств, участвовавших вразработке данного положения. По мнению Красного Креста, государства признаютналичие вооруженного конфликта по смыслу гуманитарного права в том случае,если противостоящая сторона организационно оформлена, находится подответственным командованием, контролирует определенную территорию и имеетвозможность соблюдать и обеспечивать соблюдение норм гуманитарного права.Будучи достаточно аморфной сетью групп и отдельных лиц в около 60, какутверждают, странах, “Аль-Каида” вряд ли отвечает этим критериям, по крайнеймере, за пределами Афганистана.Ниже приведу некоторые положения международного гуманитарного права:Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых,больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил наморе (извлечение)Глава II. Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушениеСтатья 12- Личный состав вооруженных сил (и. другие участники военныхдействий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпяткораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой при всехобстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякомукораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло,включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море.Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, вчастности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам,проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их безмедицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для ихзаражения. (...)Статья 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленнопримут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потер певшихкораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурногообращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскатьмертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)Глава IV. Личный составСтатья 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов иих экипажи пользуются уважением и покровительством. (...)Глава VIII. Пресечение злоупотреблений и нарушенийСтатья 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязатель­ствоввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективныхуголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те илииные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).Статья 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятсянарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если этидействия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительствомнастоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечноеобращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинениетяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью,незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение иприсвоение имущества, не вызываемое военной необходимостьюДополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)(извлечение)Часть II. Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушениеСтатья 11. Защита отдельных лиц1. Физическому или психическому состоянию здоровья и неприкосновенности лиц,находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных иликаким-либо иным образом лишенных свободы |...), не должен наноситься ущербпутем какого-либо неоправданного действия или упущения. Соответственнозапрещается подвергать лиц, указанных в настоящей статье, какой бы то ни быломедицинской процедуре, которая не требуется по состоянию указанного лица и несоответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, смедицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящейэту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме.2. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия;а) физическим увечьям;b) медицинским или научным экспериментам;c) удалению тканей или органов для пересадки (...)4. Любое преднамеренное действие или преднамеренное упущение, котороесерьезно угрожает физическому или психическому состоянию илинеприкосновенности любого лица, находящегося во власти противной стороны, ккоторой оно не принадлежит, и которое либо нарушает любое из запрещений,содержащихся в пунктах 1 и 2, (...) является серьезным нарушением настоящегоПротокола- (...)Часть III. Методы и средства ведения войны (...)Статья 35. Основные нормы1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся вконфликте, выбирать методы или средства ведения войны не являетсянеограниченным.2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военныхдействий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий,которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинятобширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.Часть IV. Гражданское населениеСтатья 48. Основная нормаДля обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданскихобъектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различиемежду гражданским населением и комбатантами (участниками военных действий -ред.), a также между гражданскими объектами и военными объектами, исоответственно направлять свои действия только против военных объектов.Статья 51. Защита гражданского населения2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица недолжны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозынасилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, (...)4. Нападения неизбирательного характера запрещаются. (...)7. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельныхгражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов илирайонов от военных действий (...)Статья 52. Общая защита гражданских объектов. Гражданские объекты не должныявляться объектом нападения (...)Статья 53. Защита культурных ценностей и мест отправления культа.Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера(Протокол II) (извлечение)Часть II. Гуманное обращениеСтатья 4. Основные гарантии1. Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившиепринимать участие в военных действиях, (...) имеют право на уважение своейличности, своей чести, своих убеждений. (...) При всех обстоятельствах с нимиобращаются гуманно. (...)2. Без ущерба общим положениям, указанным выше, запрещаются и будутоставаться запрещенными в любое время и в любом месте следующие действия вотношении лиц, упомянутых в пункте 1;a) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц,в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесениеувечий или любые формы телесных наказаний;b) коллективные наказания;c) взятие заложников;d) акты терроризма;e) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительно-оскорбительное обращение (...);г) рабство и работорговля во всех их формах;д) грабеж;П) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий,3. Детям обеспечиваются необходимая забота и помощь и, в частности:a) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание,согласно пожеланиям их родителей (..,);b) принимаются все необходимые меры для содействия воссоединению временноразъединенных семей;с| дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке ввооруженные силы или группы, и им не разрешается принимать участие в военныхдействиях;d) особая защита, предусматриваемая настоящей статьей в отношении детей, недостигших пятнадцатилетнего возраста, продолжает применяться к ним, если онипринимают непосредственное участие в военных действиях, вопреки положениямподпункта с), и попадают в плен; (...)Часть III. Раненые, больные и лица потерпевшие кораблекрушениеСтатья 7. Защита и уход1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо оттого, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются уважениеми защитой.2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им вмаксимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход,которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия покаким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. 3. Анализ некоторых прав, предусмотренных международным гуманитарным правом иправом прав человека.Как уже подчеркивалось, связь между международным гуманитарным правом иправом прав человека прослеживается лишь в отношении отдельных гарантий,предусмотренных правом прав человека. Представляется целесообразнымрассмотреть некоторые из них и выделить сходства, различия ивзаимодополняемость между правом прав человека и международным гуманитарнымправом. Сфера применения международного гуманитарного права отличается отсферы применения права прав человека, а в основе норм международногогуманитарного права лежит учет специфики вооруженных конфликтов. За счетэтих, а также некоторых других факторов международное гуманитарное право,несмотря на различия, существующие между этим правом и правом прав человека,может обеспечить дополнительную защиту лиц в ситуации вооруженного конфликта.Сравним, как рассматриваются в праве прав человека и международномгуманитарном праве право на жизнь, запрещение пыток и негуманного обращенияи судебные гарантии.В основе прав человека лежит ценность человеческой личности. Такой подходнаходит отражение в положениях самих договоров по правам человека. Этидокументы уделяют основное внимание правам и свободам, которые признаются заличностью, в то время как договоры в области международного гуманитарногоправа указывают, как воюющие стороны должны обращаться с лицами, оказавшимисяв их власти. Обычно различают три поколения прав человека: гражданские иполитические права (право на жизнь, запрещение пыток, право на справедливоесудебное разбирательство, право на неприкосновенность частной жизни, право насвободу мысли и слова, право на объединение и т. д.), экономические исоциальные права (право на образование, право на труд, право на социальноеобеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.) и такназываемые права третьего поколения (право на мир, право на развитие и т.д.).Права человека закреплены в многочисленных международных соглашенияхрегионального характера, как, например, Европейская конвенция о защите правчеловека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., и универсального характера,как, например, Международные пакты о гражданских и политических правах и обэкономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. 3.1. Право на жизньПраво на жизнь традиционно рассматривается как первое и наиболее важное изправ человека, что закреплено в многочисленных соглашениях в этой области.Право на жизнь входит в число прав, от обязательств по которым нельзяотступать ни при каких обстоятельствах. Это право никогда не может бытьограничено или приостановлено.Любой вооруженный конфликт представляет собой угрозу для жизни людей. Поэтомузначительная часть норм международного гуманитарного права призванаобеспечить защиту жизни, в частности жизни людей, которые не принимают илиперестали принимать участие в военных действиях. Этих лиц запрещено убивать,они также не могут становиться объектом нападения. В то же времямеждународное гуманитарное право не предусматривает защиту жизни комбатантов,принимающих участие в военных действиях. Необходимо также подчеркнуть, чтомеждународное гуманитарное право налагает ограничения на применение смертнойказни.Международное гуманитарное право обеспечивает защиту человеческой жизни,адаптируя эту защиту к ситуации вооруженного конфликта. Более того, оно идетдальше в плане защиты жизни, чем собственно традиционное право на жизнь,предусматриваемое правом прав человека. Так, международное гуманитарное правозапрещает использовать голод среди гражданского населения в качестве методаведения войны и уничтожать объекты, необходимые для выживания гражданскогонаселения. Международным гуманитарным правом предусматриваются меры,увеличивающие вероятность выживания гражданских лиц в период вооруженногоконфликта, например, создание особых зон, в которых не располагаются никакиевоенные объекты. Это право устанавливает обязательство подбирать раненых иоказывать им необходимую помощь, определяет меры, которые должны быть принятыдля того, чтобы обеспечить как можно более благоприятные условия жизни людейво время вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право такжесодержит специальные нормы, касающиеся проведения операций по оказанию помощии предоставления средств, необходимых для выживания гражданского населения. 3.2. Запрещение пыток и негуманного обращенияЗапрещение пыток и негуманного или унижающего достоинство обращения входит в«неизменное ядро» прав человека.Международное гуманитарное право также предусматривает абсолютный запрет насовершение подобных деяний.Необходимо подчеркнуть, что пытки и негуманное обращение представляют собойсерьезные нарушения Женевских конвенций и Дополнительного протокола I, атакже военные преступления в соответствии с пунктом 5 статьи 85 этогоПротокола. Лица, совершившие или приказавшие совершить те или иные серьезныенарушения, должны в обязательном порядке подвергаться уголовномупреследованию на национальном уровне. Для этого государства должны ввести вдействие уголовное законодательство, предусматривающее эффективные санкции засовершение военных преступлений, а также некоторые особые принципы пресеченияэтих деяний, как, например, универсальную юрисдикцию национальных судов.Пытки и негуманное обращение также представляют собой военные преступлениясогласно Статуту Международного уголовного суда, принятому 17 июля 1998 г.,и, следовательно, могут являться объектом международного преследования,осуществляемого этим новым судебным органом.Таким образом, механизм обязательного уголовного пресечения, установленныймеждународным гуманитарным правом в отношении пыток и негуманного обращения,усиливает запрет на совершение этих деяний, предусмотренный правом правчеловека. 3.3. Судебные гарантииВажность судебных гарантий для эффективной защиты основных прав человека неподлежит сомнению. Тем не менее большинство международных соглашений вобласти прав человека не включают судебные гарантии в число прав, входящих в«неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзя отступатьни при каких обстоятельствах. Следовательно, применение судебных гарантий,предусмотренных правом прав человека, может быть приостановлено в случаевойны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации.В международном гуманитарном праве судебные гарантии занимают особое место.Предусмотренные этим правом гарантии будут применяться с начала любоговооруженного конфликта, будь то вооруженный конфликт международного иливнутреннего характера. Таким образом, даже если вслучае чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, будет приостановленоприменение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, сначалом вооруженного конфликта эти гарантии вновь будут применяться в полномобъеме, на этот раз в силу начала применения международного гуманитарногоправа.Подробный перечень судебных гарантий, применяемых в период международноговооруженного конфликта, приведен в статье 75 Дополнительного протокола I. Вслучае вооруженного конфликта немеждународного характера, в зависимости отстепени интенсивности конфликта, будут применяться гарантии, установленныестатьей 6 Дополнительного протокола II, или же общий принцип, предусмотренныйобщей для четырех Женевских конвенций статьей 3.Следует напомнить, что умышленное лишение военнопленного или иногопокровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальноесудопроизводство представляет собой серьезное нарушение и военноепреступление по смыслу Женевских конвенций и Дополнительного протокола I, агосударства обязаны преследовать в уголовном порядке лиц, виновных всовершении подобных деяний. Это нарушение также включено в число военныхпреступлений, предусмотренных Статутом Международного уголовного суда, и,следовательно, может являться объектом международного преследования,осуществляемого этим новым судебным органом.4. Сфера применения международного гуманитарного права и права прав человекаМеждународное гуманитарное право и право прав человека имеют различнуюматериальную сферу применения (1.1) и различную сферу применения в отношениилиц (1.2). Сравнение сфер применения дает возможность обозначить какнекоторые различия между этими отраслями права, так и их взаимодополняемость. 4.1. Материальная сфера примененияМеждународное гуманитарное право применяется только в случае вооруженногоконфликта. В случае международного вооруженного конфликта применяются четыреЖеневские конвенции и Дополнительный протокол I.В случае вооруженного конфликта немеждународного характера, достигшегоопределенной степени интенсивности, применяется Дополнительный протокол II истатья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которые содержат комплексдовольно подробно разработанных норм. Вооруженные конфликты этого типа - этоконфликты, «происходящие на территории какой-либо Высокой ДоговаривающейсяСтороны, между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженнымисилами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясьпод ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью еетерритории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованныевоенные действия и применять настоящий Протокол».Если конфликт не достигает такой степени интенсивности, но, тем не менее,является внутренним вооруженным конфликтом, применяется только статья 3,общая для четырех Женевских конвенций, которая предусматривает минимальныенормы, применяемые в случае вооруженного конфликтаСтатья 3, общая для четырех Женевских конвенций, предусматривает:- во-первых, гуманное обращение с лицами, которые не участвуют в военныхдействиях, что подразумевает: 1) запрещение посягательств на жизнь ифизическую неприкосновенность, в частности убийства и пытки;2) запрет на взятие заложников; 3) запрещение посягательств на человеческоедостоинство, в частности оскорбительного и унижающего обращения; 4)запрещение осуждения и применения наказания без судебного разбирательства,проведенного при соблюдении судебных гарантий;- во-вторых, оказание помощи раненым.Так как международное гуманитарное право по своей природе предназначено дляприменения в условиях вооруженного конфликта, оно не содержит общей оговоркио возможности отступления от обязательств в отношении ряда прав, котораяприменялась бы в случае войны.Права человека применяются, в принципе, в любое время, т. е. как в мирноевремя, так и во время войны. Большинство международных договоров по правамчеловека предусматривают положения, позволяющие государствам принимать меры вотступление от своих обязательств в отношении ряда прав в чрезвычайныхситуациях, например во время войны или иного чрезвычайного положения,угрожающего жизни нации. Следовательно, применение многих прав человекавозможно лишь вне таких чрезвычайных ситуаций. Тем не менее, от обязательствпо некоторым правам человека.В «неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзяотступать ни при каких обстоятельствах, не входит целый ряд норм, которыепредусматриваются международным гуманитарным правом и которые, следовательно,будут применяться даже в отдельных чрезвычайных ситуациях, возникновениекоторых само по себе может служить основанием для отступления от тех жеобязательств по правам человека, например, во время войны. Речь идет, вчастности, об обязательстве предоставлять защиту и оказывать помощь раненым,ограничениях на применение силы органами безопасности и охраны правопорядка,о судебных гарантиях. 4.2. Сфера применения в отношении лицПрава человека применяются ко всем людям. Так, Европейская конвенция о защитеправ человека и основных свобод предусматривает обязательство государствобеспечивать защиту всех лиц, находящихся под их юрисдикцией.Международное гуманитарное право, по всей видимости, имеет более узкую сферуприменения в отношении лиц. Тем не менее, данный вопрос заслуживает болееподробного рассмотрения. Большинство норм, применяемых в случаемеждународного вооруженного конфликта, касается лишь «покровительствуемыхлиц», а к ним не относятся лица, находящиеся во власти государства,гражданами которого они являются. Вместе с тем нормы, применяемые в случаевнутреннего вооруженного конфликта, устанавливают обязательства государства вотношении его собственных граждан. Кроме того, необходимо напомнить, чтообязательство предоставлять защиту и помощь раненым, больным и потерпевшимкораблекрушение распространяется на всех этих лиц, независимо от того, ккакой стороне они принадлежат. Наконец, исключительно важные «основныегарантии», предусмотренные статьей 75 Дополнительного протокола I,предоставляются всем лицам, которые затронуты международным вооруженнымконфликтом и которые не пользуются более благоприятным обращением всоответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I, в томчисле лицам, находящимся во власти государства, гражданами которого ониявляются.Следует также отметить, что право прав человека традиционнопредусматривает гарантии защиты человека от неправомерных действийофициальных властей и должностных лиц государства. За некоторыми исключениямиправо прав человека не защищает человека от действий других лиц. Несколькоиной подход принят в международном гуманитарном праве. Достаточно упомянуть,что некоторые нормы этого права специально предусмотрены для ситуацийвнутреннего вооруженного конфликта и устанавливают обязательства,гарантирующие соблюдение прав лиц не только официальными властями и силовымиструктурами государства, но также и противостоящими им антиправительственнымисилами или силами оппозиции. ЗаключениеВ этом докладе были рассмотрены основные положения международногогуманитарного права, а также проведен сравнительный анализ междумеждународным гуманитарным правом и правом прав человека. Итак, право правчеловека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения.Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженногоконфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфическиеособенности этих конфликтов. Значительное число прав человека не имеетаналогов в международном нуманитарном праве. Тем не менее, между отдельнымиправами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного праваимеются пересечения. Это касается, прежде всего, прав, входящих в «неизменноеядро» прав человека, действие которых не может быть ограничено илиприостановлено ни при каких обстоятельствах.Актуальность изучения международного гуманитарного права заключается в том,что сейчас в мире складывается политическая нестабильность. Множествовооруженных конфликтов, противоречий и главным образом война в Иракенаталкивают на детальное изучение международного гуманитарного права. Также,сейчас строго стоит вопрос о соблюдении положений, содержащихся в этомдокументе между участниками вооруженных конфликтов.В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизнигражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителейи других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а такжесложивших оружие. Другими словами, международное гуманитарное правопризвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью.