СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии – в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера и др.

Идеи Просвещения представляли собой острую беспощадную критику отживающего феодально-крепостнического строя, выражая интересы молодой буржуазии. Основным мотивом этой критики была оценка крепостнических абсолютистских и клерикальных порядков как нецивилизованных, паразитирующих на темноте и невежестве масс. Отсюда и смысл слова Просвещение – свет науки, культуры и знания должен в корне преобразовать жизнь человека и человечества. Родина Просвещения в середине 18 века – Англия и Франция, где неумолимо приближался открытый политический взрыв – революция.

В центре просветительских теорий была теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая грядущую социально-политическую перестройку.

Теория общества и государствапредставлена в философском труде «Левиафан» («Чудовище»), вышедшем в 1651 году: природа человека изначально зла. Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, эффекты. Указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на всё. Право каждого человека на всё и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс. В целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на всё». Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство. Чтобы эффективно выполнять свои трудные функции, государство должно стать всесильным. Государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан». Оно «пожирает и сметает все на своем пути», сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк выдвинул идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк первым выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Радикальные идеологи Просвещения – Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Гельвеций, П.Гольбах – настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что общественный договор ею не соблюдается, а поэтому, другая договаривающаяся сторона – народ – вправе такую власть свергнуть. На место абсолютной власти должна прийти власть «просвещенная», выражающая сбалансированные интересы различных общественных групп.

Социальные идеи английских и французских просветителей влились в общую систему философского мировоззрения и оказали огромное влияние на развитие либерализма.