Нулевой и противоположный векторы линейного пространства
ЧАСТЬ 3. ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Введение ....................
Глава 7. Научение ......... ..........
Адаптация и научение ....
Виды научения ......
Научение реактивным формам поведения Привыкание и сенсибилизация . .
Импринтинг ........
Условные рефлексы .....
Научение в результате оперантного обусловливания .....
Научение методом проб и ошибок ..........
Формирование реакций ..............
Научение путем наблюдения (подражания модели) ....
Когнитивные формы научения .............
Латентное научение ...............
Обучение сложным психомоторным навыкам ......
Научение путем инсайта .............
Научение путем рассуждений ............
Научение и созревание ...............
Научение и его результаты ..............
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание ....................
Документ 7.2. Законы обусловливания ........
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру . . .
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
Резюме .....................
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
Литература ...................
Материал для самопроверки .............
Ответы на вопросы ...............
307 309 316
326 329 329 331 334 336
Глава 8. Память, мышление и общение
Память ..................... 348
Структура памяти ................ 348
Процессы, связанные с памятью ........... 353
Забывание ................... 356
Память и мышление ............... 358
Мышление ..................... 361
Процессы мышления . .............. 361
Стратегии мышления .............. 363
Теории развития когнитивных процессов ....... 365
Мышление и речь ................ 370
Речь ...................... 371
Общение и язык ................ 371
Теории развития речи .............. 372
Документ 8.1. Сенсорная память .......... 377
Документ 8.2. Образы и память .......... 378
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы ....... 381
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или лова ............... 384
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью? . . . 387
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление 389
Документ 8.7. Дети и психолингвистика ....... 391
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить? 393
Резюме ..................... 397
Досье 8.1. Исследования памяти .......... 398
Литература .................... 405
Материал для самопроверки .............. 407
Ответы на вопросы ............... 413
Глава 9. Адаптация и творчество
Интеллект ..............
Природа интеллекта .........
Структура интеллекта ........
Истоки интеллекта .........
Оценка интеллекта .........
Интеллект, решение проблем и творчество .
Творческое мышление
Особенности творческого мышления
Творчество и адаптация ..............
Особенности творческих личностей .........
Документ 9.1. IQ: два ребенка- это хорошо, а девять – это, наверное, многовато . . ..........
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого? .....
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие? ..................
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья ............
Резюме .....................
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным .....................
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека . .
Литература ....................
Материал для самопроверки .............
Ответы на вопросы ...............
Опр.1.1. Пусть P- поле. Непустое множество V называется линейным пространством (либо векторным пространством) над P (элементы V будем называть векторами, элементы P - скалярами), когда: На V задана бинарная алгебраическая операция, которая называется сложением, или суммой, (то есть, " ,
ÎV указанный вектор
+
ÎV).
Св-во 1.8. " ÎV 0
=
. Доказательство. (0+0)
=0
, 0
+0
=0
, 0
=
. ■
Св-во 1.9. (-1) = –
. Доказательство. 1+(-1)=0, (1+(-1))
=0
, 1
+(-1)
=0
,
+(-1)
=
. Таким образом, из 1.1.3 и 1.6 следует, что (-1)
= -
.■
Св-во 1.10. "lÎP l =
. Доказательство. По определению 1.1.2
+
=
, значит, l(
+
)=l
, откуда по определению 1.1.7 l
+l
=l
і l
=
.■
Св-во 1.11. Когда l =
,тогда l=0, либо
=
. Доказательство. Пусть l¹0, тогда существует l‾¹. Домножим на l‾¹ обе части данного равенства: l‾¹(l
)=l
. Отсель по п.5 определения 1.1 и по свойству 1.10 получаем (l‾¹×l)
=
, из чего следует, что 1
=
, по п.8 определения 1.1 имеем, что
=
■
Вывод 1.12. l =
тогда и только тогда, когда (l=0 либо
=
). Доказательство. Следует из 1.8, 1.10 и 1.11.■