Нулевой и противоположный векторы линейного пространства

ЧАСТЬ 3. ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Введение ....................

Глава 7. Научение ......... ..........

Адаптация и научение ....

Виды научения ......

Научение реактивным формам поведения Привыкание и сенсибилизация . .

Импринтинг ........

Условные рефлексы .....

 

Научение в результате оперантного обусловливания .....

Научение методом проб и ошибок ..........

Формирование реакций ..............

Научение путем наблюдения (подражания модели) ....

Когнитивные формы научения .............

Латентное научение ...............

Обучение сложным психомоторным навыкам ......

Научение путем инсайта .............

Научение путем рассуждений ............

Научение и созревание ...............

Научение и его результаты ..............

Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловли­вание ....................

Документ 7.2. Законы обусловливания ........

Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру . . .

Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды

Резюме .....................

Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении

Литература ...................

Материал для самопроверки .............

Ответы на вопросы ...............

 

 

307 309 316

326 329 329 331 334 336

Глава 8. Память, мышление и общение

Память ..................... 348

Структура памяти ................ 348

Процессы, связанные с памятью ........... 353

Забывание ................... 356

Память и мышление ............... 358

Мышление ..................... 361

Процессы мышления . .............. 361

Стратегии мышления .............. 363

Теории развития когнитивных процессов ....... 365

Мышление и речь ................ 370

Речь ...................... 371

Общение и язык ................ 371

Теории развития речи .............. 372

Документ 8.1. Сенсорная память .......... 377

Документ 8.2. Образы и память .......... 378

Документ 8.3. Мнемотехнические приемы ....... 381

Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или лова ............... 384

Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразуме­ние» во взаимоотношениях между памятью и речью? . . . 387

Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление 389

Документ 8.7. Дети и психолингвистика ....... 391

Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить? 393

Резюме ..................... 397

Досье 8.1. Исследования памяти .......... 398

Литература .................... 405

Материал для самопроверки .............. 407

Ответы на вопросы ............... 413

Глава 9. Адаптация и творчество

Интеллект ..............

Природа интеллекта .........

Структура интеллекта ........

Истоки интеллекта .........

Оценка интеллекта .........

Интеллект, решение проблем и творчество .

Творческое мышление

Особенности творческого мышления

Творчество и адаптация ..............

Особенности творческих личностей .........

Документ 9.1. IQ: два ребенка- это хорошо, а девять – это, наверное, многовато . . ..........

Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого? .....

Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умствен­ное развитие? ..................

Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект

Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенно­сти его личности и его семья ............

Резюме .....................

Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приоб­ретенным .....................

Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека . .

Литература ....................

Материал для самопроверки .............

Ответы на вопросы ...............

 

 

Опр.1.1. Пусть P- поле. Непустое множество V называется линейным пространством (либо векторным пространством) над P (элементы V будем называть векторами, элементы P - скалярами), когда: На V задана бинарная алгебраическая операция, которая называется сложением, или суммой, (то есть, " , ÎV указанный вектор + ÎV).

Св-во 1.8. " ÎV 0 = . Доказательство. (0+0) =0 , 0 +0 =0 , 0 = . ■

Св-во 1.9. (-1) = – . Доказательство. 1+(-1)=0, (1+(-1)) =0 , 1 +(-1) =0 , +(-1) = . Таким образом, из 1.1.3 и 1.6 следует, что (-1) = - .■

Св-во 1.10. "lÎP l = . Доказательство. По определению 1.1.2 + = , значит, l( + )=l , откуда по определению 1.1.7 l +l =l і l = .■

Св-во 1.11. Когда l = ,тогда l=0, либо = . Доказательство. Пусть l¹0, тогда существует l‾¹. Домножим на l‾¹ обе части данного равенства: l‾¹(l )=l . Отсель по п.5 определения 1.1 и по свойству 1.10 получаем (l‾¹×l) = , из чего следует, что 1 = , по п.8 определения 1.1 имеем, что =

Вывод 1.12. l = тогда и только тогда, когда (l=0 либо = ). Доказательство. Следует из 1.8, 1.10 и 1.11.■