Признаки организационного построения торговой отрасли
Торговля как отрасль народного хозяйства имеет сложное организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговыми предприятиями и организациями, а с другой – различием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.
В основу организационного построения торговли положены четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.
Применение административно-территориального признака при построении отрасли позволяет успешно сочетать хозяйственное управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение.
Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:
• универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;
• продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;
• непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные.
В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а в торговле непродовольственными товарами – создание специализированных предприятий (организаций).
Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее многоведомственность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.
По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:
• оптовая торговля;
• розничная торговля;
• общественное питание (торгово-производственная деятельность).
В республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.
В соответствии с указанным Законом под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.
Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.