Внешние геополитические концентры и сектора.

Более детальная, но все же крайне обобщенная картина геополитического положения России может быть показана на диаграмме (см. рис.), на которой ее геополитические интересы и проблемы распределены по концентрам (оболочкам) и секторам.

 

Первый пояс — новое зарубежье, в котором условно выделены сектора.

• Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этнических русских, особенно в Эстонии и Латвии. Эти государства опасаются, что их русское население может сыграть на каком-то этапе роль «пятой колонны», а также возможной ассимиляции национального населения русскими. Все три страны вступили в НАТО и ЕС.

• Белоруссия. С ней образовано Союзное государство России и Белоруссии, которое идеологически поддерживают российские коммунисты. Однако многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике или постоянно откладываются на будущее.

 

В западном Черноморском секторе главные спорные вопросы:

1. Кому все же должен принадлежать Крымский полуостров (все более важную роль здесь играют крымские татары)?

2. Кто будет доминировать на Черном море (это также касается, и других черноморских стран)?

3. Каков будет статус Приднестровья?!

4. Каков будет статус Севастополя и какова участь российской части Черноморского флота?

5. Как изменятся отношения России с Украиной при условии принятия ПДЧ НАТО?

Вновь для России возникла проблема пользования проливами между Черным и Средиземным морями.

 

В Кавказском секторе можно выделить две главные и взаимосвязанные проблемы.

  1. Проблемы в северокавказских автономиях особенно из-за войны в Чечне и Южной Осетии.
  2. Какую роль играют новые кавказские государства вместе взятые и порознь (православная Грузия, шиитский Азербайджан, монофизитская Армения) в геополитической стратегии России?

Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой ее ответственности.

Грузия предполагает вступить в НАТО.

США провозгласили Каспийский регион зоной своих национальных интересов. Азербайджан заявил о возможности создания на его территории американских и турецких военных баз.

 

В Средней Азии и Казахстане (с 1993 г. здесь существует сообщество республик Центральной Азии), как и на Кавказе, растет национальное самосознание в самых разных формах.

Регион после перестройки был охвачен острыми этническими конфликтами. Затем возникли проблемы внутриполитического и межгосударственного характера, проявляемые часто как приграничные столкновения, потому что оппозиция, а также террористы и наркодельцы «квартируют» в Афганистане — стране, где два десятилетия идет война, начавшаяся с экспансии СССР в 1989 г.

Второй, третий и четвертый пояса — концентры (оболочки) включают государства дальнего зарубежья, где Россия просто не состоянии вернуться к осуществлению глобальной политики.

Для дальнего зарубежья предлагались различные концепции, одна из которых названа стратегией сбалансированной равноудаленности-равноприближенности, что означало, очевидно, поскольку концепция не разъяснялась, некоторую аморфную политику, следующую за событиями.

Арктический сектор.

К Арктике прилегают территории пяти государств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Здесь имеются неразрешенные проблемы.

Россия и Норвегия оспаривают несколько десятков тысяч кв. км в Баренцевом море, потенциально богатых залежами газа и нефти. На участке шельфа, именуемого российскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам, имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти — равные запасам Тимано-Печорского месторождения.

 

В Центрально-Восточной Европе Россия потерпела наибольший геополитический и геоэкономический урон.

На всем протяжении истории государства Центрально-Восточной Европы, имея промежуточное положение, сильно зависели от изменчивого баланса европейских сил. Сейчас же за счет стран Центрально-Восточной Европы происходит расширение НАТО.

• Китай. С этой страной Россия имеет наиболее протяженную границу (около 2500 км). Некоторые эксперты полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока.

Разрыв демографического потенциала между двумя государствами (следует заметить, что ряд западных исследователей оценивают численность населения современного Китая вплоть до 2,2 млрд).

Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (конкретно — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хибомаи), на присоединение которых к своей территории претендует Япония.

Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Курильской гряды в 1875 г. — остальные Курильские острова в обмен на право полностью владеть островом Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией.

 

Оказались неоправданными ожидания с российской стороны американской помощи для укрепления рыночной системы и демократии в России, что сейчас некоторые американские политики расценивают как невосполнимую ошибку США.

В геополитическом плане всеми своими действиями США последовательно действуют в русле разрушения геополитических основ положения России как великой державы.

При этом нельзя забывать, что политика перестройки М. С. Горбачева и далее политика Б. Н. Ельцина привела к значительной асимметрии в потерях США и России.

США и Запад в целом практически ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распад системы союзнических связей и вывод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств.

 

Теперь же Евразия становится (да и раньше была) центром геополитических и геоэкономических интересов США.

Россия в этих планах теперь не выступает как равноправная держава, как это было во времена сотрудничества Рейгана, Буша с Горбачевым, а как «нормальная» страна, какими для США являются Великобритания, Германия, Япония, не помышляющие об отходе от американского геополитического кода.

Россия нужна США по ряду причин, но в первую очередь как противовес Китаю. «Никогда за всю эпоху новой и новейшей истории модели обеспечения стабильности Евразии в целом не строились американцами на презумпции «сильного Китая»

 

Расширение НАТО, приближение к непосредственным границам России — это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве не могут восприниматься Россией только как, по крайней мере, паллиативные.

В то же время диалог России с НАТО крайне опасно прерывать (по ряду проблем не прерывали даже в период Косовского кризиса).

В целом же США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе в частности.

Такие действия в России воспринимаются как ущемление ее государственных интересов.