Задачи КСОР ОДКБ, состав и порядок формирования

В основном документе, в Соглашении о КСОР отмечено, что Стороны создают на коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования, которые являются компонентом постоянной готовности сил и средств системы коллективной безопасности Организации. При этом КСОР предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов. КСОР не могут использоваться для разрешения споров между Сторонами.

В частности, к основным задачам, возлагаемым на КСОР, относятся:

развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации

5. готовности к применению военной силы;

участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов;

участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;

участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.

Состав КСОР утверждается Советом коллективной безопасности на основе предложений Сторон и включает два компонента: воинские контингенты и формирования сил специального назначения. В настоящее время действующий состав утвержден Решением СКБ от 14 июня 2009 года «О составе Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ».

Для комплектования КСОР Стороны в соответствии со своим национальным законодательством выделяют воинские контингенты и формирования сил специального назначения, оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой.

Воинские контингенты и формирования сил специального назначения направляющих Сторон до принятия решения на развертывание и применение КСОР находятся под национальной юрисдикцией. Их комплектование, материально-техническое и финансовое обеспечение осуществляется Сторонами.

Состав, сроки развертывания и применения контингентов КСОР определяются Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких Сторон на основе консенсуса или с согласия Сторон, для которых настоящее Соглашение вступило в силу (ст.4 Соглашения о КСОР).

6 .В случае принятия решения о реализации предусмотренного статьей 51 Устава ООН права на самооборону, Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует об этом Совет Безопасности ООН.

Решение о конкретных воинских контингентах и формированиях сил специального назначения, выделяемых в состав контингентов КСОР для выполнения поставленных задач, принимается Советом коллективной безопасности на основе предложений Совета министров обороны и/или Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, подготовленных с учетом запроса принимающей Стороны.

Выделение подразделений специального назначения (групп специалистов) органов безопасности и спецслужб государств – членов ОДКБ в состав КСОР осуществляется на временной основе для участия в решении задач:

-по проведению специальных операций (мероприятий);

-по обезвреживанию взрывных устройств или иных поражающих устройств сложной конструкции;

-по пресечению деятельности террористов, террористических групп и (или) других преступных организаций.

Подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск Сторон, выделенные в состав КСОР, привлекаются к выполнению следующих основных задач:

- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований;

- участие в пресечении актов терроризма;

- участие в пресечении деятельности и ликвидации организованных преступных групп;

- участие в обеспечении безопасности государственных объектов;

- участие в проведении специальных мероприятий по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке и уничтожению взрывоопасных предметов.

7 . Подразделения органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, из состава КСОР привлекаются к выполнению задач по участию в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.

Планирование оперативного развертывания КСОР на территориях Сторон заблаговременно осуществляется Объединенным штабом во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Структура, содержание и порядок уточнения плана оперативного развертывания контингентов КСОР определяются Советом министров обороны и/или Комитетом секретарей советов безопасности.

Транзит, ввод, порядок и условия временного нахождения контингентов КСОР на территориях Сторон, а также их статус, социальные и правовые гарантии личного состава определяются Соглашением о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности (от 11 октября 2000 года), Протоколом о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (от 25 мая 2001 года), а также Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения агрессии или совершения акта агрессии (от 6 октября 2007 года).

Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН.