Искусство преговоров
Рис. 13.2
Управление возражениями
Возражения участников презентации на некоторые аспекты вашего доклада являются вполне нормальным процессом, показывающим, прежде всего, заинтересованность слушателей в получении новой для них информации. Поэтому не следует бояться возражений, а наоборот, использовать их для более успешной презентации своего продукта.
Техника управления возражениями включает четыре этапа (рис. 13.2): внимательное слушание, уточнение возражений, идентификацию возражений и соответствующую реакцию, технику закрытия презентации.
Внимательное слушание подразумевает ответ на вопрос: все ли я услышал, что было сказано? При таком подходе вы сможете узнать интерес собеседника к конкретной проблеме.
Уточнение возражений является следующим этапом вашего процесса управления обстоятельствами. Для этого можно использовать уточняющие вопросы, типа «правильно ли я вас понял?» Может быть, стоит попросить собеседника изменить замечание для полного понимания всеми сторонами. Далее следует попросить время обдумать данное возражение.
Идентификация возражений необходима для выигрышной реакции на конкретное замечание. При правильном замечании следует согласиться, выявить его достоинства, принять их на перспективу и компенсировать данное замечание возможными альтернативами. Непонятное возражение можно попросить объяснить подробнее. Если возражение продиктовано желанием удовлетворить собственное «эго» слушателя, то лучше обратиться за поддержкой в разъяснении непонятного замечания к аудитории. Если прозвучит возражение-разление. то следует согласиться с его возможностью и попытаться принизить его вероятность. При эмоциональном возражении с помощью вопросов можно попытаться подвергнуть его сомнению среди слушателей. Отметим, что установленные и понятные возражения по вашему торговому предложению могут являться основой для закрытия презентации. Техника закрытия презентации включает:
1) альтернативный выбор - «не хотите ли вы посетить наше предприятие в следующем месяце?»;
2) предположения - «когда вы получите этот сложный товар ...»;
3) таблицу балансов - вместе со слушателями составьте перечень, где будут приведены причины покупки вашего товара и причины отказа от покупки для сравнения;
4) положительные референции - расскажите о покупателях, которых вы осчастливили приобретением вашего товара (эти ссылки должны быть проверяемы);
5) резюмирование - повторите выгоды от приобретения вашего товара и договоритесь о следующей возможной встрече с заказчиком.
Таким образом, следствием успешной презентации торгового предложения могут быть последующие переговоры для обсуждения и подписания контракта о покупке вашего товара.
Итак, благодаря значительным усилиям с вашей стороны и со стороны потенциального покупателя, вы наконец-то добрались до обсуждения контракта. На этом этапе уже обе стороны заинтересованы в успешном завершении сделки купли-продажи. Отметим, что если вы можете подготовить и заключить контракт без проведения длительных переговоров, то это является наилучшим способом продажи, поскольку переговоры обладают определенным риском «закапывания» товара. Вместе с тем большинство долговременных процессов купли-продажи осуществляется через переговоры, поэтому уместным представляется обсудить факторы успешного проведения переговоров.
Переговоры - это процесс, в котором каждая сторона пытается достичь максимум собственной выгоды путем взаимных уступок и в результате взаимной договоренности. Успешные переговоры - это такие, в результате которых обе стороны решают свои поставленные задачи.
Несмотря на очевидную сложность проведения любых переговоров, когда не приходится говорить о каких-либо приемах ремесла, а можно лишь отметить приемы искусства переговоров, выделим наработанные экономистами удачные шаги осуществления этой заключительной стадии продажи.
В основу генеральной линии успешных переговоров могут быть положены следующие факторы:
1) знание пределов ваших возможностей при переговорах и предельного уровня (цены, качества и др.), выше или ниже которого переговоры для вас не имеют дальнейшего смысла;
2) реальная высокая цель. достаточно высокая для получения максимальной выгоды и реальная для достижения согласия с потенциальным покупателем;
3) параллельность переговоров, а не их серийность, что проявляется в возможно раннем выявлении всех вопросов, требующих обсуждения, и принятии решения сразу по всему комплексу вопросов (не стоит принимать окончательное решение по какому-либо одному пункту переговоров, не достигнув согласия по всему комплексу проблем);
4) уступка в обмен за уступку, например, соглашайтесь на низкую цену за ваш товар, но в обмен за более крупную партию этих товаров;
5)нет уступкам без объясняемой причины, в противном случае вы показываете свою слабость;
6) исключение раздражения и волнения, которые могут сказаться на вашем окончательном решении;
7) принижение вашей «умелости и великолепия», если таковые реально присутствуют, так как выпячивание ваших личных достоинств может задеть самолюбие оппонентов и сорвать переговоры.
Во время проведения переговоров могут возникать тупиковые ситуации, когда ни одна из сторон не согласна идти на больший компромисс. В этом случае можно применить следующие приемы:
начните снова и пересмотрите обсуждаемые проблемы;
смените команду, участвующую в переговорах, поменяв «мягких» или «жестких» членов команды в зависимости от ситуации;
отложите тупиковые пункты до тех пор, пока соглашение не будет достигнуто в принципе;
найдите третье решение, удовлетворяющее всех;
сделайте перерыв в переговорах, во время которого можно провести широкое совещание со специалистами вашей фирмы.
Участники успешных переговоров всегдатерпеливы, упорны, убедительны и практичны.