ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА

Вокально-инструментальные произведения: около 300 духов­ных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», Месса си минор («Высокая месса»), 4 ко­роткие мессы.

Арии и песни — из второй Нотной тетради Анны Магдале­ны Бах.

Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами:

6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты («увертюры»); 7 концер­тов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с орке­стром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концер­та для скрипки с оркестром; концерт для флейты, скрипки и кла­весина.

Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло: 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолон­чели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.

Для клавира (клавесина): 6 «английских» сюит; 6 «француз­ских» сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальян­ский концерт; Хорошо темперированный клавир (2 тома, 48 пре­людий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.

Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 концертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, со­наты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тет­ради Вильгельма Фридемана Баха); «Шюблеровские хоралы»; 18 хоралов («Лейпцигские»); несколько циклов хоральных ва­риаций.

Музыкальное приношение. Искусство фуги.


In Fine.


1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тю-рингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха.

1693—1695 — Обучение в школе.

1694 — Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вто-

ричная женитьба отца.

1695 — Смерть отца; переезд к старшему брату Иоганну Христо-

фу в Ордруф.

1696 начало 1700 — Обучение в Ордруфском лицее; занятия пе-

нием и музыкой.

1700, 15 марта — Переезд в Люнебург, зачисление стипендиатом (певчим) в школу церкви св. Михаэля.

1703, апрель — Переезд в Веймар, служба в капелле «Красного

замка». Август — Переезд в Арнштадт; Бах — органист и учитель пения.

1704, апрель — Исполнение первой кантаты собственного сочи-

нения.

17051706, октябрь февраль — Поездка в Любек, изучение ор­ганного искусства Дитриха Букстехуде. Конфликт с кон­систорией Арнштадта.

1707, 15 июня — Утверждение в должности органиста в Мюль-

хаузене. 17 октября — Женитьба на Марии Барбаре Бах.

1708, весна — Издание первого произведения, «Выборной кантаты».

Июль — Переезд в Веймар на службу придворным орга­нистом герцогской капеллы.

1710, 22 ноября — Рождение первого сына, Вильгельма Фридема-на (будущего «галльского Баха»).

1714, 8 марта — Рождение второго сына, Карла Филиппа Эмма-

нуеля (будущего «гамбургского Баха»). Поездка в Кас-сель.

1715, 11 мая — Рождение третьего сына, Иоганна Готфрида Берн-

гарда.

1717, июль — Бах принимает предложение кётенского князя Лео­польда стать капельмейстером придворной капеллы.

Сентябрь — Поездка в Дрезден, его успех как виртуоза.

Октябрь — Возвращение в Веймар; прошение об отставке, по рас­поряжению герцога арест с 6 ноября по 2 декабря. Пере­езд в Кётен. Поездка в Лейпциг.


1720, май — Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Начало

июля — Смерть жены Марии Барбары.

1721, 3 декабря — Женитьба на Анне Магдалене Вильке.

1723, 7 февраля — Исполнение в Лейпциге кантаты № 22, как испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 мар~ та — Первое исполнение «Страстей по Иоанну». Май Вступление в должность кантора церкви св. Фомы и пре­подавателя школы.

1729, февраль — Исполнение «Охотничьей кантаты» в Вейсен-

фельсе, получение звания придворного саксен-вейсенфель-ского капельмейстера. 15 апреля — Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. Разногласия с сове­том Томасшуле, а затем с магистратом из-за порядков в школе. Бах руководит Телемановским студенческим кружком, Collegium musicum.

1730, 28 октября — Письмо бывшему школьному товарищу

Г. Эрдману с описанием невыносимых обстоятельств жизни в Лейпциге.

1731, январь — Сын Карл Филипп Эммануель поступает чембали-

стом в Томаскирхе.

1732 — Исполнение «Кофейной кантаты». 21 июня — Рождение сына Иоганна Христофа Фридриха (будущего «бюкке-бургского Баха»).

1734, конец декабря — Исполнение «Рождественской оратории».

1735, июнь — Бах с сыном Готфридом Бернгардом в Мюльхаузе-

не. Сын выдерживает испытание на должность органиста. 5 сентября родился последний сын Иоганн Христиан (будущий «лондонский Бах»).

1736 — Начало двухлетней «борьбы за префекта» с ректором То­масшуле И. Эрнести. 19 ноября в Дрездене подписан де­крет о присвоении Баху звания придворного королевско­го композитора. Дружба с русским послом Г. Кейзерлин-гом. 1 декабря — Двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.

1738, 28 апреля — «Ночная музыка» в Лейпциге. Бах завершает

сочинение «Высокой мессы».

1739, 27 мая — Смерть Иоганна Готфрпда Бернгарда в Иене.

1740 — Бах прекращает руководство «Музыкальной коллегией».

1741 — Летом Бах у сына Эммануеля в Берлине. Поездка в

Дрезден.

1742 — Выход в свет последнего, четвертого тома «Упражнений

для клавира». 30 августа — Исполнение «Крестьянской кантаты». 1745 — Испытание в Дрездене нового органа.


1746 — Сын Вильгельм Фридеман поступает директором город­ской музыки в Галле. Поездка Баха в Цшортау и На-умберг.

1749, 20 января — Обручение дочери Элизабет с учеником Баха

Альтниколем. Начало сочинения «Искусства фуги». Ле~ том — Болезнь, слепота. Иоганн Фридирх поступает в ка­пеллу Бюккебурга.

1750, январь — Неудачные операции на глазах, полная слепота.

Сочинение контрапунктов «Искусства фуги» и фуги на тему В—А—С—Н. Завершение обработки хоралов.

28 июля — Кончина Иоганна Себастьяна Баха.

31 июля — Похороны у церкви св. Иоанна.


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Б а з у н о в С. А. И. С. Бах, его жизнь и музыкальная дея­тельность. Спб., 1894.

В е сс е л е р Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музы­коведов Германской Демократической Республики». Сост. Н. Но-тович. Пер. с нем. М., 1960.

Бэлза И. Высокая месса. Вступительная статья к изданию: Бах И. С. Месса си минор. Переложение для пения с фортепья­но. М., 1955.

Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Вступительная статья Е. Браудо. Пер. с нем., т. 1—2. Пб. — М., 1912.

Галацкая В. С. и И. С. Бах. М., Музгиз, 1958.

Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. М., «Музыка», 1967, с. 49—133.

Друскин М. С. Пассивны Баха. Л., «Музыка», 1972.

Кершнер Л. Народно-песенные истоки мелодики Баха. М., 1959.

Конен В. Бах Иоганн Себастьян. «Музыкальная энциклопе­дия», т. 1. М., «Советская энциклопедия», 1973, с. 353—364.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М.—Л., Госмузиздат, 1940, с. 386—449.

Ливанова Т. Драматургия Баха и ее исторические связи. Ч. I. Симфонизм. М.—Л., 1948.

«Материалы и документы по истории музыки», т. II, XVIII век. Пер. с нем. Под ред. М. В. Иванова-Борецкого. М., 1934.

Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Ба­ха и особенности его исполнения. М., «Музыка», 1967.

«Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков». М., «Музыка», 1971.

Розенов Э. К. И. С. Бах (и его род). М., 1912.

Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. первый. До середины XVIII века. Издание 3-е. М., «Музыка», 1973, с. 406—533.

Ройзман Л. Современная органная культура и ее своеоб­разие. Сб. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 5. М., «Музыка», 1969.

Форкель Иоганн Николаус. О жизни, искусстве и про­изведениях Иоганна Себастьяна Баха. Пер. с нем. Е. Сазоновой.


Редакция, послесловие и комментарии Н. Копчевского. М., «Му­зыка», 1974.

X а м м е р ш л а г Я. Если бы Бах вел дневник. Будапешт, «Корвина», 1965.

X у б о в Г. Н. Себастьян Бах. Издание 4. М., Госмузиздат, 1963.

Швейцер Л. И. С. Бах. Пер. с нем. Я. С. Друскина, редак­ция перевода и послесловие М. С. Друскина. М., 1964.

Ямпольский И. М. Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха. М„ 1963.

Bach-Dokumente, Herausgegeben vom Bach-Archiv Leipzig, Band I, Schriftstiicke von der Hand Iohann Sebastian Bachs. Vorgeiegt und erlautert von W. Neumann und H.—J. Schulze. Leipzig, 1963. Band II, Fremdschriftliche und gedruckte Dokumente zur I phensgeschichte I. S. Bachs, 1685—1750. Leipzig, 1969. Band III,Dokumente zum Nachwirken I. S. Bachs, 1750—1880. Leipzig, 1972.

Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der Werke Iohann Sebastian Bachs (BWV). Leipzig, 1971.

Arnstadtes Bachbuch, I. S. Bach und seine Verwanden in Arns-tadt.Arnstadt, 1957,

Bach. Opracowa! Wladislaw Duleba. Teksty Bohdan Pociej. Kra­kow, 1973.

Besseler H. I. S. Bach. Berlin, 1956.

В u с h e t E. I. S. Bach, l'oeuvre et la vie. Paris, 1963.

Der Thomaskantor, Aus dem Leben und Schaffen I. S. Bachs. Berlin, 1950.

Forkel I. N. Ober Iohann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Berlin, 1968.

Frank H. I. S. Bach, Die Geschichte eines Lebens. Berlin, 1961.

Geiringer K. Iohann Sebastian Bach the Culmination of an Era. London, 1967.

Iohann Sebastian Bach und Leipzig zu seiner Zeit. Leipzig, 1950.

Iohann Sebastian Bach. Das Schaffen des Meisters im Spiegel einer Stadt. Leipzig, 1950.

I. S. Bach, 1750—1950, Dresden, 1950,

Neumann W. Auf den Lebenswegen I. S. Bachs. Berlin, 1962.

Neumann W. Bach, Eine Bildbiographie. Munchen, 1960.

S p i tt a Ph, I, Ss Bach, Bd. I — 2. Leipzig, 1873—1880.


СОДЕРЖАНИЕ

I. НАСЛЕДНИК МУЗЫКАНТСКОГО РОДА

Детство. Школьные годы................................................ 5

Арнштадтский органист .............................................. 19

Знаменательные встречи с Букстехуде .... 28

Nos et Ille («Мы» и «Он»).............................................. 34

Надежда на вольный город Мюльхаузен .... 40

Богословы накладывают запрет.................................... 45

II. РАСКРЫТИЕ ДАРА ПОЛИФОНИСТА

В Веймаре ................................................................... 51

Слава виртуоза.................................................................. 57

Кантаты в новом стиле.................................................. 64

Триумф артиста и решетка гауптвахты .... 70

Окольные пути к Баху (авторское отступление) . 79

Звучит орган ............................................................... . 86

III. ДИРЕКТОР КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

Кётен. Дни счастья. Удар судьбы................................ 93

Поездка в Гамбург......................................................... 100

Горе и просветление........................................................... 104

«Не ручей, а море»................................................................... 109

Шедевры педагога-художника (второе

автор­ ское отступление)........................................................... 116

IV. ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ КАНТОРА ТОМАСШУЛЕ

Лейпцигские дебюты.............................................................. 123

Беспокойные будни.......................................................... 130

Два письма Иоганна Себастьяна....................................... 139

Духовные кантаты и «Страсти»................................... 144

Анна Магдалена. Дрезденские друзья.............................. 154

Светский капельмейстер.................................................. 166

В поисках королевского заступничества.................. 175

Высокая месса................................................................... 183

Утеснения чести и новое горе ......................................... 188

Полемика .............................................................................. 194

Дом полон музыки............................................................... 198

V. ЗЕНИТ БЫТИЯ ПРОЙДЕН

Цельность личности (третье авторское отступ­
ление) ............................................................................ 203

В столицах у сыновей. Гольдберговские вариации 211

Рубеж ................................................................................... 216

Последние гастроли.......................................................... 220

VI. ЗАКАТ ПЕРЕД ВОСХОДОМ

Послесловие 246

Краткий перечень произведений И. С. Баха . , 249

Основные даты жизни..................................................... 250

Краткая библиография....................................................... 253