ПОСЛЕСЛОВИЕ

Закат, но не тьма. Свет баховского гения не погасал в сознании мыслящих музыкантов, а по прошествии де­сятилетий вспыхнул новым всходом славы Баха в мире искусства.

Еще раз обратимся к Альберту Швейцеру, к словам книги его об Иоганне Себастьяне: «Гении начинают по­учать тогда, когда глаза их давно закрыты и когда вместо них говорят их творения. Бах, не уставая, твердил сво­им ученикам, что учиться надо на произведениях вели­ких мастеров, он и не подозревал, что сам станет учите­лем только для будущих поколений». И сам он учился у мастеров — музыкантов германских земель и у компози­торов других стран Европы.

Да не заслонит величие Баха творчества его одарен­нейших современников, немало из них тоже стали учите­лями музыкантов будущего. Это создатель скрипичных концертов и кончерто гроссо итальянец Антонио Виваль­ди, глава неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти, мастер клавесинной игры Доменико Скарлат-ти; итальянское бельканто выказало свое превосходство в вокальном искусстве. Проявилось влияние на развитие европейской музыки произведений в галантном стиле француза Жана Филиппа Рамо, клавесинных сочинений Франсуа Куперена. Оперы Генделя постигла участь ора­торий и кантат Баха, их было предали забвению, но творчество великого, в равной мере немецкого и англий­ского композитора, со временем озарило труды музыкан­тов новых поколений.

Бах, быть может, отстранял от себя и от своего цель­ного музыкального мироздания некоторые интересные веяния современного ему искусства. При нем зарождал­ся жанр симфонии, обращенный в будущее музыки, на­пример, в Италии и Чехии. Крепли на древе европейской музыки ветви польского творчества. Но кантор Томас-кирхе вряд ли живо интересовался музыкой славянских стран. Ему, очевидно, вовсе неизвестно было певческое


искусство Украины и России. А русская музыка пережи­вала в те времена решительный перелом. В течение ве­ков в певческом церковном искусстве господствовало одно­голосие со своеобразной «подголосочной полифонией», до­статочно указать на весьма развитый и музыкально со­держательный, так называемый знаменный распев. Но уже в XVII веке, а в XVIII все увереннее, в России распространяется многоголосие, «партесное» пение. Не только духовное, но и светское.

Как напоследок не сообщить читателю русской книги, посвященной Баху, о примечательном совпадении таких эпизодов. Якоб Бах, брат Себастьяна, которому, как. по­мнит читатель, в своем шутливом «Каприччио» арнштадт-ский музыкант, не ведая того, предрек печальную судь­бу: гобоист шведской гвардии едва спасся с королем Карлом XII после поражения шведов под Полтавой. Меж­ду тем в честь полтавской победы московский государев певчий, дьяк Василий Титов, мастер «партесного» пения, сочинил двенадцатиголосный концерт для хора. Этот ста­рорусский концерт исполняется ныне теми же капелла­ми, что исполняют и кантаты Баха...

Велико искушение, испытываемое авторами жизне­описаний Баха: включать в книги и сообщения о судьбе его музыки, музыки его сыновей, о влиянии баховского творчества на композиторов различных течений XIX и XX веков. Эти главы тогда могут стать обширнее соб­ственно биографического повествования — безгранична тема: БАХ. Наши очерки редко выходят за пределы жиз­ненного пути композитора. Лишь иногда, как бы загля­дывая вперед, автор уведомлял читателя о судьбе сыно­вей, некоторых учеников кантора и о судьбе репутаций отдельных его произведений.

Несколько дополнительных сведений.

В 1850-х годах, в связи со столетием со дня смерти Иоганна Себастьяна, было образовано Баховское обще­ство в Германии, осуществившее очень значительное де­ло: издание полного собрания его сочинений. Последний, сорок шестой том вышел в свет в 1899 году.

Новый подъем баховедения относится к нашему вре­мени, изучение жизни и наследия Баха ведется во мно­гих странах. 1950 год в ГДР был ознаменован созданием в Лейпциге Баховского архива. Изданы и издаются Бах-архивом основательные труды и публикации ценнейших документов.


Творчество Баха как вечно живое духовное богат­ство вошло в культуру мира социализма.

...В июльский вечер 1750 года скончался великий ком­позитор и артист. О судьбе его сыновей известно. Что же стало с другими детьми кантора?

Из дочерей одна Лизхен познала радость семейной жизни, но спустя девять лет муж ее, Альтниколь, скон­чается; Елизабет доживет до 55 лет. Остальных дочерей кантора судьба оставит одинокими. Катарина Доротея умрет в Лейпциге шестидесятилетней в 1774 году, Иоган­на Каролина в Лейпциге же в 1781 году, сорокачетырех­летней.

Одна Регина Сузанна из детей Баха встретила XIX век. Известный в ту пору музыкальный деятель, ценитель эстетики Баха, Фридрих Рохлиц объявил в 1800 году сбор средств для помощи бедствующей пяти­десятипятилетней дочери лейпцигского кантора и музик-директора. Среди первых отозвался на этот призыв мо­лодой Бетховен.

Остается сообщить об Анне Магдалене. Она познала горечь ранней старости. Первое время вдове Баха несо­мненно оказывал некоторую помощь магистрат, сохра­нились расписки в получении ею денежных сумм. Нет достоверных сведений о взаимоотношениях с мачехой и матерью сыновей Баха после его кончины. Анна Магда­лена пятидесяти девяти лет скончалась в среду 27 фев­раля 1760 года в Лейпциге, на Хейненштрассе, по всей ви­димости, в приюте для неимущих.

Любящая и заботливая жена кантора в течение мно­гих лет так часто в спешке готовила ноты очередной воскресной кантаты своего Себастьяна! Почерком, похо­жим на мужнин, дописав последнюю строку, она боль­шими буквами ставила на странице слова, означавшие по-итальянски «конец».

Пусть этот знак завершит и нашу повесть о жизни и краткий очерк трудов великого Баха: