БИЗНЕС-ПЛАН - СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА
Планирование предпринимательской деятельности
Ответы
1.3.
2. 2, 5.
3.1, 3,4, 2.
4. 1 Б; 2 В; 3 А.
5. 2,4, 5.
6.1 Г; 2 Б; 3 А.
7. 1 В; 2 А; 3 Г.
8.3.
9.2.
10.4.
Предпринимательская деятельность начинается с желания организовать свою аптеку. Для того чтобы претворить идею в реальность, тщательно прорабатывают собственные возможности, источники привлечения заемного капитала, т.е. составляют план деятельности. Он является непременным условием противостояния влиянию негативных факторов в условиях рынка, повышения устойчивости и эффективности. Планирование - обоснование программы реализации предпринимательской идеи для достижения поставленных целей. Необходимость в социально разработанном бизнес-плане появляется тогда, когда нужно скоординировать действия многих специалистов, предприятий или когда нужны финансовые, интеллектуальные, правовые и т.п. ресурсы других специалистов, предприятий. Цель разработки бизнес-плана - убедительно показать, каким образом собственные средства или ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для предпринимателя, инвестора (кредитора, партнера). Правильно составленный бизнес-план ответит на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в выбранную идею и окупятся ли затраты сил и средств. Не стоит забывать, что предпринимательство сопряжено не только с возможностью разбогатеть, но и с опасностью лишиться денег, вложенных в дело, а в ряде случаев и личного имущества. Поэтому следует учитывать степень допустимости предпринимательского риска и методы его снижения.
При планировании деятельности аптечного предприятия необходимо учитывать его особенности:
1) коммерческий расчет аптека строит исходя из торговой функции;
2) торговля лекарственными средствами имеет социальную значимость, состоящую в охране здоровья населения;
3) спрос на лекарственные средства определяется состоянием здоровья человека и регулируется через посредника - врача;
4) в отличие от предприятий торговли, в аптеке должны быть препараты, пользующиеся ограниченным спросом, сыворотки, вакцины, препараты экстренной помощи и т.п.;
5) аптека имеет высокий уровень издержек обращения, связанный с мелкосерийным производством, с использованием труда высококвалифицированных работников, с высокими требованиями к качеству фармацевтических товаров.
Бизнес-план (БП) является обязательнымдокументом при создании совместного предприятия, получении кредита, выпуске акций и облигаций, подготовке крупного проекта, в остальных случаях решение о его составлении принимает руководитель.
Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни чрезвычайно велико. Они могут отличаться по сфере и области приложения, сложности, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и др.
Полезно для практического применения знание отличий бизнес-планов, которые могут различаться по следующим параметрам:
• Типу плана (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект) - технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
• Классу плана (по составу и структуре проекта и его предметной области) - монопроект, мультипроект, мегапроект. Как следует из названия монопроект - это отдельный план определенного типа, вида и масштаба, мультипроект - это комплексный план, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления; мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
• Масштабу плана (по размерам, количеству участников) и степени влияния на окружающую среду) - мелкий план, средний план, крупный план, очень крупный. Это разделение условное. Масштабы в более конкретной форме бывают: межгосударственные, международные, национальные, региональные, отраслевые, ведомственные, корпоративные, планы одного предприятия.
• По длительности (по продолжительности периода осуществления плана) - краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5лет), долгосрочные (свыше 5 лет)
• Сложности плана (по степени финансовой, технической и другой сложности) - простые, сложные и очень сложные.
• Виду плана - инновационный и организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.
Влияние бизнес-плана на снижение предпринимательского рис
ка усиливается, если он учитывает взаимосвязь и последовательность разработки и принятия решений по следующей схеме
![]() |
Рис 2.1 Схема разработки бизнес-плана, наибольшим образом влияющего на снижение степени риска
1. Принятие решения о создании собственного дела.
2. Анализ собственных возможностей.
3. Выбор ассортимента лекарственных средств (фармацевтических услуг), производства лекарств.
4. Исследования возможного рынка сбыта.
5. Составление прогноза объёма сбыта (для первого года - помесячно, для второго года - поквартально).
6. Выбор места для осуществления коммерческой деятельности.
7. Разработка плана производства ЛП.
8. Разработка плана маркетинга.
9. Разработка организационного плана.
10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности.
11.Разработка учетной политики и организации бухгалтерского учета.
12. Решение вопросов страхования.
13. Разработка финансового плана.
14.Подготовка резюме к бизнес-плану.
Рекомендуемый объем бизнес-плана обычно составляет до 30 страниц, однако для удобства практического использования делают краткое изложение на 1-2 страницах, которое носит название "Резюме". Стратегическое планирование осуществляется сроком на 3 года, текущее - на год с разбивкой по кварталам.
Бизнес-план (БП) является не только внутренним документом, но и используется при установлении контактов. Вместе с тем следует помнить, что БП - конфиденциальный документ и должен предоставляться для ознакомления только тем, кому это действительно нужно. Это предъявляет определенные требования к его форме, хотя жестко установленной формы не существует. Бизнес-план состоит из трех тесно взаимосвязанных частей: маркетинговой, экономической и финансовой. Можно рекомендовать следующую структуру бизнес-плана:
Резюме
1. Маркетинговая часть
1.1. Цели деятельности предприятия
1.2. Характеристика предприятия и его деятельности
1.3. Организационная структура и персонал
1.4. Товар (услуги)
1.5. Конкурентный анализ
1.6. Рынок
2. Экономическая часть
2.1.Планирование товарооборота
2.2.Формирование цены на лекарственные средства. План валового дохода
2.3.Планирование товарооборачиваемости и товарных запасов
2.4.Анализ и планирование издержек обращения
2.5.Планирование результатов деятельности; анализ планируемой доходности
3. Финансовая часть
3.1. Финансовый план
3.2. Предпринимательский риск
3.3. Инвестирование