Процесс конкретизации потребности
Концепция жизненного цикла товара
Смысл концепции жизненного цикла товара заключается в том, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, т.е. он рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым.
Разработка и реализация концепции нового товара
Наиболее выгодной для предприятия является реализация (товара рыночной новизны) нового товара, способного удовлетворить:
- новую потребность;
- обычную потребность более качественным товаром.
Рыночная новизна – это и новая упаковка уже известных товаров.
Существуют следующие виды обновления продукции:
- улучшение качественных показателей;
- повышение технико-экономических или эксплуатационных свойств;
- создание больших удобств для потребителя;
- изменение внешнего вида.
Процедура разработки нового товара осуществляется по алгоритму:
![]() | |||
![]() |
Главным условием конкурентоспособности предприятия является умение опережать конкурентов по времени выхода на рынок с новым товаром. Для этого необходимы постоянные исследования рынка, направленные на совершенствование товарного ассортимента.
Потребители по-разному воспринимают новые товары. В классификации потребителей по скорости одобрения товара выделяются следующие группы потребителей:
- авангардисты– ориентируются на собственную интуицию, имеют высокий социально-экономический статус, пользуются информацией из различных источников, малочувствительны к изменениям цен. Представляют незначительную часть потребителей (10% от общего числа покупателей);
- консерваторы – ориентируются на собственное мнение, оказывая сопротивление переменам, имеют невысокий социально-экономический статус. Составляют 5%.
Слагаемые коммерческого успеха товара
К важнейшим критериям ценности товара потребитель относит наличие марки, упаковки товара, сервисного обслуживания.
Марка (товарная, торговая, фирменная) – имя, образ, знак, символ, рисунок или их комбинация. Марка позволяет различать товары (услуги), их производителей.
Товарный знак – один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией (1883 г), особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром, получать прибыль и нести ответственность за поставку некачественного товара.
Марочные (фирменные) товары обычно ценятся на 15-25% дороже. Регистрация товарного знака необходима для борьбы с конкурентами, рекламы товаров, ознакомления покупателей с товарами, для возможности продажи лицензии на товарный знак.
Упаковка – важнейший элемент товара в восприятии потребителя. Упаковка выполняет различные функции по защите, хранению и использованию товара (завершает производственный процесс) и обеспечивает потребителя информацией (симулирует спрос).
К элементам упаковки относятся:
-тара – целлофан, картонный ящик, бумажный пакет;
- этикетка – содержит фирменное название, символ предприятия, рекламный материал, инструкцию для пользователя;
- вкладыш– детальная инструкция пользователя, меры безопасности при пользовании товаром, брошюры с рецептами, купоны.
К упаковке предъявляются следующие требования:
- форма, размер, цвет товарной упаковки должны привлекать внимание;
- упаковка не должна меняться слишком часто;
- упаковка должна содержать достаточную для потребителя информацию о товаре.
Элементами упаковки и маркировки является информация:
- кто и где изготовил товар;
- цена единицы товара;
- техника безопасности при эксплуатации товара;
- срок годности;
- порядок использования;
- элементы пропаганды.
Сервисное обслуживание – система обеспечения, позволяющая потребителю рационально эксплуатировать приобретенный товар. Принципы современного сервиса:максимальное соответствие требованиям потребителей; гибкость, т.е. учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых товаров;
Различают два вида сервиса:
- предпродажный сервис –консультирование, обучение персонала;
- послепродажный сервис –рассмотрение жалоб потребителей.
К формам послепродажного сервиса относятся:
- гарантийный сервис – бесплатное устранение дефектов в течение установленного периода времени;
- послегарантийное обслуживание – помощь потребителю за плату по установленным расценкам и тарифам.