Процесс конкретизации потребности

Концепция жизненного цикла товара

Смысл концепции жизненного цикла товара заключается в том, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, т.е. он рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым.

 

Разработка и реализация концепции нового товара

Наиболее выгодной для предприятия является реализация (товара рыночной новизны) нового товара, способного удовлетворить:

- новую потребность;

- обычную потребность более качественным товаром.

Рыночная новизна – это и новая упаковка уже известных товаров.

Существуют следующие виды обновления продукции:

- улучшение качественных показателей;

- повышение технико-экономических или эксплуатационных свойств;

- создание больших удобств для потребителя;

- изменение внешнего вида.

Процедура разработки нового товара осуществляется по алгоритму:

 

 

       
 
 
   

 

 


Главным условием конкурентоспособности предприятия является умение опережать конкурентов по времени выхода на рынок с новым товаром. Для этого необходимы постоянные исследования рынка, направленные на совершенствование товарного ассортимента.

Потребители по-разному воспринимают новые товары. В классификации потребителей по скорости одобрения товара выделяются следующие группы потребителей:

- авангардисты– ориентируются на собственную интуицию, имеют высокий социально-экономический статус, пользуются информацией из различных источников, малочувствительны к изменениям цен. Представляют незначительную часть потребителей (10% от общего числа покупателей);

- консерваторы – ориентируются на собственное мнение, оказывая сопротивление переменам, имеют невысокий социально-экономический статус. Составляют 5%.

 

 

Слагаемые коммерческого успеха товара

К важнейшим критериям ценности товара потребитель относит наличие марки, упаковки товара, сервисного обслуживания.

Марка (товарная, торговая, фирменная) – имя, образ, знак, символ, рисунок или их комбинация. Марка позволяет различать товары (услуги), их производителей.

Товарный знак – один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией (1883 г), особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром, получать прибыль и нести ответственность за поставку некачественного товара.

Марочные (фирменные) товары обычно ценятся на 15-25% дороже. Регистрация товарного знака необходима для борьбы с конкурентами, рекламы товаров, ознакомления покупателей с товарами, для возможности продажи лицензии на товарный знак.

Упаковка – важнейший элемент товара в восприятии потребителя. Упаковка выполняет различные функции по защите, хранению и использованию товара (завершает производственный процесс) и обеспечивает потребителя информацией (симулирует спрос).

К элементам упаковки относятся:

-тара – целлофан, картонный ящик, бумажный пакет;

- этикетка – содержит фирменное название, символ предприятия, рекламный материал, инструкцию для пользователя;

- вкладыш– детальная инструкция пользователя, меры безопасности при пользовании товаром, брошюры с рецептами, купоны.

К упаковке предъявляются следующие требования:

- форма, размер, цвет товарной упаковки должны привлекать внимание;

- упаковка не должна меняться слишком часто;

- упаковка должна содержать достаточную для потребителя информацию о товаре.

Элементами упаковки и маркировки является информация:

- кто и где изготовил товар;

- цена единицы товара;

- техника безопасности при эксплуатации товара;

- срок годности;

- порядок использования;

- элементы пропаганды.

Сервисное обслуживание – система обеспечения, позволяющая потребителю рационально эксплуатировать приобретенный товар. Принципы современного сервиса:максимальное соответствие требованиям потребителей; гибкость, т.е. учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых товаров;

Различают два вида сервиса:

- предпродажный сервис –консультирование, обучение персонала;

- послепродажный сервис –рассмотрение жалоб потребителей.

К формам послепродажного сервиса относятся:

- гарантийный сервис – бесплатное устранение дефектов в течение установленного периода времени;

- послегарантийное обслуживание – помощь потребителю за плату по установленным расценкам и тарифам.