Сила нового альянса

Готовность противодействовать терроризму , а также географическое положение привело к тому, что лидеры стран ДКБ в мае 2001 года приняли решение поместить Антитеррористический центр СНГ и штаб Коллективных сил быстрого реагирования в столице Киргизии – Бишкеке.

С началом антитеррористической операции Киргизии начала действовать американская военно – воздушная база «Ганси» в районе аэропорта Манас, а рядом российская военно –воздушная база Кант, на реконструкцию которой только в 2005 году было выделено около 1млрд. рублей. Хотя главная задачи базы в Канте поддержка с воздуха КСБР государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, практически с момента ее открытия (октябрь 2003 года) у группировки ВВС (штурмовики Су-25, истребители ПВО Су-27, транспортные самолеты Ил -76) попросту нет оборудования и вооружения для работы по наземным целям. Ожидается, что они будут заменены в 2006 году модернизированными Су-27СМ и ударными самолетами Су-24, возможности которых позволяют выполнение полетов круглосуточно и эффективно применять высокоточное вооружение. Киргизия, особенно после мартовской революции приветствуют эти планы, которые не только усилят авиационную группировку, но и откроются дополнительные рабочие места. Смена власти В Бишкеке не повлияла ни на военно-техническое сотрудничество России с Киргизией, ни на сотрудничество с Америкой. За последние семь лет Россия безвозмездно поставила для ПВО Киргизии оборудования на 7.6 млн. рублей. Рассматривается вопрос о предоставлении Киргизии нескольких ракетных комплексов С_300. Среди предприятий оборонно-промышленного комплекса для России наиболее важен завод «Дастан» в Бишкеке производящий высокоскоростные торпеды ВА -111 «Шквал» и ее экспортную модификация «Шквал-Э». Испытания торпед проводится на оз. Иссык-Куль.

Сотрудничество России с Узбекистаном. Перспективы военного и военно-технического сотрудничества России с Узбекистаном достаточно широкие и реальные. Узбекистан один из первых государств еще в марте 1994 года подписал соглашение «О принципах взаимного и технического и материального обеспечения вооруженных сил» Однако невнятная политика России по отношению к странам Центральной Азии изменила позицию Ташкента к СНГ и ОДКБ, и Узбекистан стал создавать механизмы разрешения своих острых проблем вне рамок Ташкентского договора. Ташкент подписал ряд параллельных договоров и соглашений в 1999 году Узбекистан принял решение не участвовать в системе коллективной безопасности СНГ, под предлогом ее неэффективности. Но надежды на помощь НАТО не оправдались, вместо оружия из столиц стран Европы усилилась критика. Улучшению отношений с Узбекистаном способствовала и создавшаяся после теракта 11 сентября международная коалиция против терроризма. После начала военной операции в Афганистане 7 октября 2001 года Ислам Каримов одним из первых поддержал США и предоставил американцам право на использование воздушного пространства и передаче США авиабазы Ханабад в центре Кызылкумов. Позднее Узбекистан предоставил другую военную базу в Термезе союзнику по антитеррористической коалиции – Германии. В ответ на это Америка выделила Ташкенту в 2001 году военную помощь в объеме 55 млн долларов. В 2002 году объем военной помощи был увеличен до 100 млн.долларов. Однако Узбекистан сотрудничество с Россией не ослабил и фактически с 2001 года создал вместе с Россией новый военный союз, направленный на обеспечение безопасности Ташкента с юга. Объем военно – технического сотрудничества к 2004 году между Россией и Узбекистаном увеличился до нескольких десятков миллионов долларов. 16 июня 2004 года Москва и Ташкент подписали Договор о стратегическом партнерстве, согласно которому из РФ поставлялись продукция военного назначения и поддержание в боеготовном состоянии и модорнизация имеющейся в Узбекистане военной техники, согласовывались подготовка военных кадров в ВВУЗаз России и развитие сотрудничества в осуществлении космических программ с использованием имеющихся на территории Узбекистана инфраструктуры контроля за космическим пространством в районах города Китаб и плато Суффа (между Ташкентом и Самаркандом). После событий в Андижане весной 2005 года и неадекватном применении силы, критика Ташкента со стороны западных стран с требованием провести международное расследование , только подтолкнули Узбекистан к России, которая явно поддержала действия руководства Ташкента. В конце августа 2005 года парламент Узбекистана высказался за вывод американской базы с узбекского аэродрома Ханабан, что также говорит об усилении российских позиций в Узбекистане. 11 октября 2005 года в переговорах между Российской делегацией и президентом Узбекистана Исламом Каримовым было согласованно строительство завода по производству вертолетов под Ташкентом, а также совместное производство самолетов Ил -76МФ и Ил 114 Ташкентским производственным объединением им В.Чкалова и Воронежским самолетостроительным объединением. В ответ на это Узбекистан ежегодно резервирует для России до 250 тысяч тонн хлопка в обмен на военно-техническую продукцию.

Туркмения занимает особое место в сотрудничестве в области безопасности на постсоветском пространстве. С начала 1990 – х годов Туркмения провозгласила статус постоянного нейтралитета и установления добрососедства с соседними странами. Сдержанность Ашхабада можно объяснить разными подходами России и Туркмении к разделу ресурсов Каспийского моря. Таджикистан намеренно диверсифицирует источники получения оружия и услуг военного назначения , чтобы избежать зависимости от поставщиков критической продукции. Туркменистан ввел визовый режим для граждан СНГ и практические формы взаимодействия с Россией сокращались.

Примером тому история создания объединенного Российско – Туркменского командования . Подписав 31 июля 1992 года «Договор о совместных мерах в связи с созданием Вооруженных Сил Туркмении», Россия выступила гарантом безопасности Туркменистана. Части и подразделения пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под командованием России, а остальные воинские формирования переходили под Руководство постепенно в течение десяти лет. На переходный период Россия обязалась оказывать Туркменистану военно-техническую поддержку и оплачивать компенсации за право размещения на территории Туркменистана своего оборудования. С 1992 по 1994 годы в Ашхабаде для обеспечения координацию двух государств в военной сфере действовала оперативная группа МО РФ, в составе отдельного батальона связи, узла связи, роты охраны, отдельной транспортной эскадрильи. Там же находились и два зенитно-ракетных полка. В 1994 году была создана оперативная группа Федеральной пограничной службы (2-3 тысячи человек). В состав группы входили 170 авиаполк, 46 отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей, школа сержантского состава. Однако различия в понимании военного строительства и военно-политического курса привело к роспуску в 1994 году Объединенного командования, а в1999 году пересмотру Договора о пограничном сотрудничестве и полному выводу российских пограничников. Скорее всего, это было связанно со стремлением самостоятельно контролировать финансовые и торговые потоки, проходящие через границу с Афганистаном. Партнером Туркмении стал режим талибов, поэтому Туркменистан стал единственной страной, положение которой на международной арене ухудшилось после падения этого режима.

С мая 2001 года усилилось военно-техническое сотрудничество Ашхабада с Киевом. Украина обязалась в обмен на газ модернизировать истребители Миг-29 и ПВО Туркмении и поставить современную военную технику на сумму свыше 500 млн.долларов. Украина уже поставила 4 морских катера «Калкан –М» из 10, согласно договору. Ожидается, что Ашхабад закупит строящуюся на Феодосийской судостроительной компании 10 40-тонных «Грифов» (или его экспортной версии «Кондор»). В 2003 году Украина поставила Туркмении радиолокационную станцию «Кольчуга –М», позволяющая осуществлять мониторинг в радиусе до 600 км. С ее помощью Ашхабад контролирует азербайджанскую часть акватории и восточную часть Азербайджана, чем вызывает неудовольствие Баку.

Регулярное отторжение Ашхабадом всяческих инициатив Москвы в рамках СНГ, повал планов строительства нескольких газопроводов в обход России, отказ в предоставлении Германии аэродромов для размещения в стране немецкого контингента, привели Туркмению в крайне сложное положение. Поэтому Сапар Ниязов с 2003 года вынужден сам нанести несколько визитов в Москву, в ходе которых было подписано несколько соглашений и восстановлено сотрудничество между Россией и Туркменистаном.