Queen» — битва за выживание 4 страница

Он ошибается. Такой музыкант есть — и это зороастриец Фредди Меркьюри.

 

 

* * *

 

Духовный выбор «Queen» определился сразу же после создания группы. Эти ребята любили «Битлз», «Лёд Зеппелин» и Джимми Хендрикса — но их творчество было наполнено совсем иным духовным содержанием.

Ключом к пониманию творчества «Queen» является их дебютный альбом «Queen». Именно поэтому биографы так ополчились на этот альбом. Его называют сырым, агрессивным, несовершенным, грубым, подражательным, а тех, кому он нравится, считают тяжёлыми металлистами. С удовлетворением отмечая, что альбом «не прошёл испытания временем», «не пользовался популярностью», «не был замечен критиками», они призывают слушателей забыть дебют «Queen». Это, мол, ещё не «Queen», так что забудьте этот альбом, слушайте лучше чувствительные поп‑мелодии этой группы.

«Queen» действительно несовершенен — в нем много шума и тяжёлого рока, многие песни затянуты. Ничего удивительного — ребята только учились. Тем не менее, это хороший альбом, и он не заслуживает столь уничтожающей критики и забвения. Причина в другом: «Queen» — самый религиозный альбом в истории группы. И самый серьёзный христианский альбом в истории западной рок‑музыки.

Для любой рок‑группы дебютный альбом — не просто проба сил. Это ещё и рассказ о том, кто такие эти ребята, что они хотят и зачем пришли в музыку. «Queen» ответила на вопросы — и так, что всерьёз перепугала многих. Потому биографы молчат. Изредка можно встретить сообщение о многочисленных религиозных намёках в «Queen» — но о каких именно, исследователи не говорят.

«Queen» является концептуальным альбомом — большинство песен связаны единой тематикой. Впервые был использован приём, повторявшийся на многих ранних альбомах «Queen» — песни не разделены интервалами, и конец одной песни плавно переходит в начало другой, образуя единую симфонию. «Queen» — не сборник песен, а единое философско‑религиозное произведение.

Первые строчки первой песни «Queen» «Keep Yourself Alive» («Выживи») (Мэй) как будто предвещают будущую судьбу группы. Ребята прекрасно понимают, что их ждёт в мире шоу‑бизнеса, и врываются в него со словами:

 

Меня миллион раз предупреждали

О множестве бедствий на моем пути.

 

Это напоминает начало сказки, когда героя предупреждают об опасностях, ожидающих его в странствиях.

Песня посвящена сложному пути в борьбе за успех. Обращаясь к слушателю, автор говорит:

 

Говорят, предки советуют тебе стать суперзвездой.

Но я говорю тебе: лучше радуйся тому, что имеешь сейчас!

 

Путь к успеху тяжёл и страшен — куда лучше быть обычным человеком, чем вести войну за признание. Но автор, прекрасно осознавая, что его ждёт, не намерен сдаваться или менять свои убеждения, не собирается приспосабливаться:

 

Меня миллион раз предупреждали о людях,

Что встанут на моем пути,

И что я должен стараться быть лучше с каждым днём.

Но если бы я переплыл миллион рек и прошёл миллион дорог,

То все равно остался бы там, где начинал.

 

Постоянно повторяющийся припев песни говорит о самой актуальной для «Queen» проблеме — о выживании:

 

Выживи, выживи!

Это отнимет у тебя все твоё время и деньги.

Дружок, ты выживешь!

 

Фактически «Keep Yourself Alive» — заявление о начале войны. Недаром на обратной стороне прощального сингла Меркьюри «The Show Must Go On» была записана дебютная «Keep Yourself Alive». В своей последней песне Фредди говорил, что умирает, но не сдаётся. И рядом с песней о конце пути была песня о его начале.

Следующая песня, «Doing All Right» («Делаю все правильно»), взята из альбома «Смайл» — ранней группы Брайана Мэя. Сама по себе это милая лирика, но в альбоме приобретает иное значение. Герой уверен в чем‑то, что он делает правильно, и будет делать, несмотря ни на что, хотя сейчас ему очень трудно — рано или поздно тяжёлые времена кончатся.

Что же он имеет в виду?

Все проясняет следующая песня, «Great King Rat» («Великий Крысиный Король») (Меркьюри), с которой начинается собственно религиозная часть альбома. Её музыка неожиданно для «Queen» резкая и неприятная, текст кажется странным и непонятен непосвящённому слушателю:

 

Великий Крысиный Король умер сегодня.

Он родился 21 мая,

А умер от сифилиса в 44 года в свой день рождения.

Он через каждое слово матерился, да, он был сучий сын,

Что всегда находился в розыске.

Вы ходите знать, хотите знать, люди?

Великий Крысиный Король был противным стариком.

Противным стариком он был!

Так что я сказал вам.

Вам интересно?

 

Большая Крыса — известный символ дьявола, часто изображается в католическом искусстве (особенно у Босха) и ассоциируется с инфернальным злом (вспомните знакомого нам с детства Мышиного Короля из сказки Гофмана «Щелкунчик»). Что касается возраста, в котором умирает странный злой человек из песни, то сорок четыре года — это срок земной жизни Антихриста в христианской апокрифической литературе, по аналогии с тридцатью тремя годами земной жизни Христа. Поэтому Крысиный Король назван сучьим (или шлючьим) сыном — Антихрист должен родиться от шлюхи. Итак, перед нами явные намёки на дьявола и его земного служителя, Короля зла. Именно поэтому Крысиный Король назван стариком, хотя сорок четыре года — далеко не старость. «Старик», или «Старый Ник» — разговорное английское прозвище черта или дьявола. Автор явно не симпатизирует Злому королю, он называет его грязным, постоянно сквернословившим сучьим сыном и предостерегает людей от его влияния.

Далее Фредди произносит роковые слова:

 

Где я буду завтра, буду ли я нищенствовать или делать долги —

Меня это совсем не волнует.

Собирайтесь, собирайтесь, время пришло!

Этот человек — зло, и это правда!

Я говорил вам, я говорил вам, и это не ложь, о нет!

 

Фредди прекрасно понимает, что за столь откровенную антисатанинскую проповедь ему не поздоровится, и он может лишиться всего, стать нищим, оказаться на улице. Но несмотря на все возможные испытания, он остаётся непреклонным и продолжает призывать людей бороться со злом и не верить его служителям.

Раздаётся крик «покажем это» — то есть то, к чему призывает Крысиный Король. В этот момент музыка становится совсем неприятной и режущей слух, в ней чувствуются откровенно издевательские нотки. Похоже, Фредди насмехается над коллегами с другой стороны духовного фронта — над хэви‑металлистами: музыка стилизована под то, что звучит на «чёрных» концертах.

Следующий за издевательской музыкальной темой текст подтверждает, в чей адрес пощёчина:

 

Теперь слушайте, люди, забудьте о добре и возьмите зло!

Не верьте ничему, что написано в Библии!Вы, грешники, стройтесь в очередь, оставьте святых далеко позади!

Очень скоро вы станете его учениками!

Не верь тому, что говорит мама —

Ни одному её слову, иначе вы совсем запутаетесь (покажем)!

Великий Бог перед смертью заставил грешников преклонить колена

И сказал, что все прояснится завтра.

 

В этот момент музыка затихает, и раздаётся тихий стон Фредди — «оо». Он сам в ужасе от страшной проповеди Крысиного Короля.

Это краткий конспект так называемой «Сатанинской Библии» Энтони де ла Вэя, Алистера Кроули, трактатов Ницше и тому подобной литературы. Эти идеи легко узнаваемы — не верьте Библии, не слушайте родителей, творите зло, Бог умер, он вам не поможет, поэтому у вас только один хозяин и покровитель — сатана.

Именно эти идеи вместе с матом и откровенными непристойностями проповедуются в сотнях книг и фильмах и на многочисленных рок‑концертах «чёрных» групп, вовлекая молодёжь в прямое служение злу. Фредди показывает, каким страшным вещам учат сатанисты, и предостерегает юного слушателя.

Далее Фредди говорит, что не намерен далее рассказывать о том, что все и так знают — «старик» не раз говорил об этом. То есть сатанинские проповеди хорошо известны молодым, и его цель — не пересказывать их, а предостеречь от их злого влияния. Он призывает спешить — «время пришло», «злодей будет бороться, как я вам уже говорил», — то есть он открыто призывает молодых драться с сатанизмом. Появляются звуки, имитирующие цокот копыт — аллюзия, связанная с «четырьмя всадниками Апокалипсиса». Открывается ещё один смысл фразы «время пришло» — то есть последние времена не за горами, будьте осторожны. Напоследок Фредди ещё раз говорит, что Крысиный Король — грязный старик.

Одной «Great King Rat» достаточно, чтобы понять, почему судьба всей «Queen», а особенно Фредди, так непросто сложилась. Эта песня — перчатка, публично брошенная в лицо служителям зла. Разве такое можно было простить?

Следующая песня, «My Fairy King» («Мой Волшебный Король») (Меркьюри) — зороастрийский духовный гимн, из‑за невежества исследователей истолкованный как волшебная сказка или история о мире, созданном детской фантазией.

Песня повествует о некоей волшебной стране, населённом чудесными существами, где все живут в мире и согласии. По небу летают крылатые лошади и добрые драконы, всюду раздаётся прекрасное пение, лань живёт в логове льва, ягнята без страха бродят там, где водятся хищники. Используя аллюзии из библейской «Книги Пророка Исайи», автор создаёт картину Золотого Века.

Правит этой прекрасной страной Сказочный Король:

 

Мой сказочный король видит то, (Ему подвластны земля и воздух!)

Что не видим мы с тобой. (О да, он управляет ветрами!)

Мой сказочный король справедлив и никому не причиняет зла.

 

Этот образ толкуют как персонаж сказки о добром короле прекрасной страны или как фантазию ребёнка, представляющего себя королём выдуманного им сказочного царства. Но на самом деле речь идёт об Ахура Мазде, верховном Боге зороастризма. Поэтому он все видит и всем управляет, и он добр (один из основных эпитетов Мазды — «всеведущий и всеблагой»). Он никому не причиняет зла, потому что Мазда способен только на добро — как учит зороастризм, все злое исходит от Ахримана.

Дальнейший текст подтверждает, о чем идёт речь:

 

Но пришли злодеи в ночи, бегущие как воры и убивающие как ножи,

Чтобы вырвать власть из волшебных рук

И разрушить землю обетованную.

И обратилось молоко в простоквашу, как благородство моей крови.

Почему ты не видишь это?

Пылает адово пламя, и раздаются крики боли.

Высохли моря, бегут времена, но нет спасительной руки,

И не радует взоры несчастных жемчуг зубов.

 

Песня описывает так называемый «гумезишн» — осквернение созданного Ахура Маздой мира, устроенное под покровом ночи Ахриманом и дэвами (используются зороастрийские эпитеты дэвов — «бегущие, как воры, убивающие, как ножи»). Высохшие моря — тоже из зороастризма: в Авесте сказано, что везде, где ступала нога Ахримана, образовывались пустыни, а реки и моря высыхали. А вот что говорит парсийский религиозный текст «Бундахишн»:

«Он обрушился с неба на землю, подобно змее… Он свалился, и небо от этого раскололось и так испугалось его, как боится овца волка… Подобно мухе, он набрасывался на все создания и сделал мир таким повреждённым и мрачным, что в полдень он был подобен тёмной ночи… Он увидел мир тёмным, как ночь, и землю, подобно острию иглы, кишащую вредными тварями. Небесная сфера вращалась, солнце и луна перемещались, а мир содрогался от рёва тысяч дэвов и их битвы со звёздами… Потом Злой дух пошёл к огню и смешал его с дымом и тьмой, а планеты со многими дэвами он забросил на небо, и они смешались со звёздами. И он повредил все создания, как огонь вредит повсюду, и поднимается дым… Так что во всех делах земных стала явной двойная природа: смешение высокого и низкого, вражды и дружбы…».

Потом Ахура Мазда и его воинство загонят осквернителей в ад и все восстановят, но в разрушенный и осквернённый мир приходит зло и смерть, золотой век с его добротой, изобилием и бессмертием закончен. Он восстановится только после Страшного Суда. А людям теперь предстоит жить в мире, где добро борется со злом, и сделать свой выбор.

Но это все потом. А пока описан сам момент осквернения, повергающий в ужас все живое и самого Cоздателя Мазду:

 

Кто‑то, кто‑то обесцветил мои крылья,

Сломал мой волшебный перстень

И посрамил гордость короля,

Изменил все ветры и спутал направления.

Мать Меркурий, мать Меркурий, посмотри, что они сделали со мной!

Я не могу бежать, я не могу спрятаться!

 

Что только не выдумывали про крылатого короля квиноведы! На самом деле речь идёт об Ахура Мазде. Фредди описывает его именно так, как его изображают на древних персидских барельефах и печатях — в виде царя с крыльями и с перстнем, символом власти над миром. Мазда оплакивает уничтоженный мир и позор, нанесённый ему Ахриманом. Но ему ничего не остаётся, как восстановить мир и продолжить борьбу со злом.