Перечень основных типов самолетов (приведены приблизительные данные)
Фирма | Тип | Полетный вес, кг | Емкость топливных баков, л |
Класс I Самолеты с полетным весом не менее 1500 кг | |||
Аэро Флайт | „Стрик-85", модель AFA-1 | ||
Аэро Флайт | „Стрик-125", модель AFA-2 | ||
Аэронка | „Супер Чиф" | ||
Аэронка | Седан, модель 59 | ||
Аэронка | „Чемпион" | ||
Ол Америкэн | „Инсайн" 10-А | ||
Атлас | Н-10 | ||
Бич | „Бонанза", модель 35 | ||
Белл | Модель 47-D (вертолет) | ||
Белланка | „Крузэр Синьер" | ||
Баньард | ВАХ-4 „Спортсмен" | ||
Колл | „Коллэр" А, А-2, А-3 | ||
Сэссна | Модель 120 | ||
Сэссна | Модель 140 | ||
Сэссна | Модель 170 | ||
Дарт | „Дарт" GC, GC-125, GC-145 | 95—133 | |
Де Хэвиллэнд | „Фокс Мот" D.H. 83. С. | ||
Де Лэкнер | „Клаудастэр" (вертолет) | ||
Энджиниринг энд Ризёрч корп. | „Эркуп" | ||
Ферчайлд | F-24, F-24W, F-24R | ||
Функ | „Кастомэр" | ||
Гудиер | GA-2 (амфибия) | ||
Хокадэй | „Комета", модель CF-130 | ||
Каман | Модель К-190 (вертолет) | ||
Ласкомб | „Сильвэр"-85, „Сильвэр"-90 | 95—114 | |
Ласкомб | „Сильвэр-Седан" (модель ПА) | ||
Мейерс | MAC-I25C | ||
Монокуп Эркрафт энд Энджиниринг | „Монокуп" | ||
Пайпэр | „Каб Спешл", модель РА-II | ||
Пайпэр | „Супер Крузэр", модель РА-12 | ||
Пайпэр | „Фэмили Крузэр", модель РА-14 | ||
Пайпэр | „Вэгэбэнд", модель РА-15 | ||
Райэн | „Навион", модель NAV-4 | ||
Стинсон | „Флаинг Стэйшн Уэгон" | 190 . | |
Стинсон | „Войджер", модель 108-3 | ||
Техас Энджиниринг энд Манью-фекчеринг | Тэмко Свифт GC-JB | ||
Тэйлоркрафт | Модель 47 | ||
Торп | „Скай Скутэр", модель Т-11 | ||
Юнайтед Хеликоп- | „Хиллер"-360, модель VH-12 | 103 тэр | |
Класс II Самолеты с полетным весом от 1500 до 4000 кг | |||
Эрспид | AS 10 „Оксфорд" | ||
А.эро | Аэро „Командэр" | ||
Эрспид | AS 65 „Консул" | ||
Боманн | В-250 „Бригадиэр" | ||
Бич | E.I7.B | ||
Белл | Модель 48 (вертолет) | ||
Бэндикс | „Уэрлэуэй", модель J (вертолет) | ||
Канадиэн Кар энд Фаундри | „Норсмэн" VH-29 | ||
Сэссна | Модель 190 | ||
Сэссна | Модель 195 | ||
Де Хэвиллэнд | DH 89 А „Дрэгон Рэпид" | ||
Де Хэвиллэнд | DH 104 „Доув" | ||
Де Лэкнер | „Клаудастэр", модель 450 (вертолет) | ||
НopT Америкэн | АТ-6 (SNY-2) | ||
Пьясекли | „Рэскюэр", модель PV-3 (вертолет) | ||
Сикорский | S-51 (вертолет) | ||
Спартан | «Экзекьютив», модель 12 | ||
Вако | VKS-7F | ||
Грумман | „Уиджен" G-44A | ||
Класс III Самолеты с полетным весом от 4000 до 6700 кг | |||
Авро | Авро XIX | ||
Бич | D-18S | ||
Фэйри | „Файерфлай''-IV | ||
Грумман | „Маллард"-73 | ||
Келлэт | XR-I0 (вертолет) | ||
Ман-Доннэл | XHJD-I (вертолет) | ||
Персиваль | „Принс" Р-50 | ||
Класс I Самолеты с полетным весом не менее 1500 кг | |||
Аэро Флайт | „Стрик-85", модель AFA-1 | ||
Аэро Флайт | „Стрик-125", модель AFA-2 | ||
Аэронка | „Супер Чиф" | ||
Аэронка | Седан, модель 59 | ||
Аэронка | „Чемпион" | ||
Ол Америкэн | „Инсайн" Ю-А | ||
Атлас | Н-10 | ||
Бич | „Бонанза", модель 35 | ||
Белл | Модель 47-D (вертолет) | ||
Белланка | „Крузэр Синьер" | ||
Баньард | ВАХ-4 „Спортсмен" | ||
Колл | „Коллэр" А, А-2, А-3 | ||
Сэссна | Модель 120 | ||
Сэссна | Модель 140 | ||
Сэссна | Модель 170 | ||
Дарт | „Дарт" GC, СС-125, GC-145 | 95—135 | |
Де Хэвиллэнд | „Фокс Мот" D.H. 83. С. | ||
Де Лэкнер | „Клаудастэр" (вертолет) | ||
Энджнниринг энд Ризёрч корп. | „Эркуп" | ||
Ферчайлд | F-24, F-24W, F-24R | ||
Функ | „Кастомэр" | ||
Гудиер | GA-2 (амфибия) | ||
Хокадэй | „Комета", модель CF-130 | ||
Каман | Модель К-190 (вертолет) | ||
Ласкомб | „Сильвэр"-85, „Сильвэр"-90 | 636 . | 95—114 |
Ласкомб | „Сильвэр-Седан" (модель НА) | ||
Мейерс | МАС-125С | ||
Монокуп Эркрафт энд Энджини- ринг | „Монокуп" | ||
Пайпэр | „Каб Спешл", модель РА-11 | ||
Пайпэр | „Супер Крузэр", модель РА-12 | ||
Пайпэр | „Фэмили Крузэр", модель РА-14 | ||
Пайпэр | „Вэгэбэнд", модель РА-15 | ||
Райэн | „Навион", модель NAV-4 | ||
Стинсон | „Флаинг Стэйшн Уэгон" | ||
Стинсон | „Войджер", модель 108-3 | ||
Техас Энджиниринг энд Маньюфекчеринг | Тэмко Свифт GC-JB | ||
Тэйлоркрафт | Модель 47 | ||
Торп | „Скай Скутэр", модель Т-11 | ||
Юнайтед Хеликоптэр | „Хиллер"-360, модель VH-12 | ||
Класс II Самолеты с полетным весом от 1500 до 4000 кг | |||
Эрспид | AS 10 „Оксфорд" | ||
Аэро | Аэро „Командэр" | ||
Эрспид | AS 65 „Консул" | ||
Боманн | В-250 „Бригадиэр" | ||
Бич | E.I7.B | ||
Белл | Модель 48 (вертолет) | ||
Бэндикс | „Уэрлэуэй", модель J (вертолет) | ||
Канадиэн Кар энд Фаундри | „Норсмэн" VH-29 | ||
Сэссна | Модель 190 | ||
Сэссна | Модель 195 | ||
Де Хэвиллэнд | DH 89 А „Дрзгон Рэпид" | ||
Де Хэвиллэнд | DH 104 „Доув" | ||
Де Лэкнер | „Клаудастэр", модель 450 (вертолет) | ||
Норт Америкэн | АТ-6 (SNY-2) | ||
Пьясекли | „Рэскюэр", модель PV-3 (вертолет) | ||
Сикорский | S-5I (вертолет) | ||
Спартан | «Экзекьютив», модель 12 | ||
Вако | VKS-7F | ||
Грумман | „Уиджен" G-44A | ||
Класс Ш Самолеты с полетным весом от 4000 до 6700 кг | |||
Авро | Авро XIX | ||
Бич | D-18S | ||
Фэйри | „Файерфлай''-IV | ||
Грумман | „Маллард"-73 | ||
Келлэт | XR-I0 (вертолет) | ||
Ман-Доннэл | XHJD-I (вертолет) | ||
Персиваль | „Принс" Р-50 | ||
Класс IV | |||
Самолеты с полетным весом от 6 700 до 12 000 кг | |||
Бич | „Туин Куад", модель 34 | ||
Дуглас | DC-3, DC-3A | ||
Локхид | „Лоудстар" | ||
Класс V Самолеты с полетным весом от 12 000 до 22 650 кг | |||
Эрспид | I „Амбассадор" AS-57 | 20 410 | |
Боинг | „Стратолайнэр" 307В | 20 430 | |
Бристоль | „Уэйфарэр"-170 (грузовой) | 15 783 | |
Канкарго | „Лоудмастэр"-1, модель САМ-1 | 12 940 | |
Консолидэйтэд Валти | „Каталина''-PBY | I5 436 | |
Консолидэйтэд Валти | „Конвэр Лайнер", модель 240 | 17 930 | |
Кёртис-Райт | „Коммандо" CW-20 | 22 700 | |
Глен Л. Мартин | 18 074 | ||
Нортроп | N 23 —„Пайонир" | ||
Сюд-Эст | „Лангедок" | 12 650 | |
U. S. Эр | „Карголайнэр" | 20 385 | |
Виккерс Армстронг | V.C.I. „Викинг" | 15 200 | |
Класс VI Самолеты с полетным весом от 22 650 до 40 000 кг | |||
Авро | Авро „Тюдор"-1 | 36 287 | 9 736 до14 347 |
Авро | Авро „Тюдор"-П | 36 287 | 10 576 |
Авро | Авро „Тюдор''-lV | 36 287 | 14 916 |
Авро | Авро „Йорк" | 32 206 | |
Канадэр | DC-4M | 35 412 | 14 555 |
Дуглас | DC-4, DC-4 | 33 142 | 13 668 |
Хэндли Пейдж | „Галифакс''-VIII | 29 345 | 9 900 |
Хендли Пейдж | „ГермеС'-IV | 13 750 | |
Шорт | „Плимут" S-25B | ||
Шорт | „Сэндрингхем Флаинг" S-25B | ||
Шорт | Солэнт S.45/H2 | 35 713 | 10 660 |
Класс VII Самолеты с полетным весом от 40 000 до 60 000 кг | |||
Кёртис-Райт | CW32 | 44 600 | 15 120 |
Дуглас | DC-6 | 42 274 | 16 058 |
Локхид | „Констэллэйшн"-749 | 45 359 | |
Рипаблик | „Рэйнбоу" | 22 302 | |
Класс VIII Самолеты с полетным весом более 60 000 кг | |||
Боинг | „Стратокрузэр"-377 | 29 163 | |
Бристоль | „Брабазон" — I Марк I (реактивный) | 135 900 | 64 410 |
Дуглас | DC-7 „Глоубмастэр" | 73 482 | |
Саундерс-Ро i | SP-45 (реактивный) | 142 000 | 65 540 |
Локхид | „Конститьюшн" | 85 729 | 37 800 |
Глен Л. Мартин | „Марс" JRM-2 | 74 745 | 49 896 |
ДОПОЛНЕНИЕ
Приведенные ниже сведения взяты из нового издания "Инструкции по тушению пожаров и спасанию людей из потерпевших бедствие самолетов" (Устав вооруженных сил США).
5. Применение к гражданским и частным аэродромам.
Положения этого устава не применимы к аэродромам и аэропортам, не находящимся в ведении министерства обороны.
Тем не менее эти -положения в принципе применимы и Должны рекомендоваться для аэродромов, находящихся вблизи военного аэродрома или принимающих военные самолеты.
6. Координация.
Координация и взаимодействие между министерством обороны и администрацией аэропортов и полевых сооружений являются необходимыми. Подобное взаимное сотрудничество между пожарно-спасательными службами гражданской авиации, военной авиации и муниципалитетов в высшей степени желательно и должно максимально развиваться. Рекомендуется заключать соглашения о взаимопомощи между различными ответственными организациями, способными обеспечить оказание помощи в случае бедствия самолета вне аэродрома...
б) Карта аэродрома и его окрестностей в радиусе до 24 км_ должна быть вывешена в помещениях командования аэродрома и аэродромной диспетчерской службы, спасательных постов, а также в тех местах, где это считается необходимым и полезным.
Эти карты должны иметь систему координат, позволяющую быстро установить место аварии или катастрофы. Копии этих карт должны находиться также на самолете связи и на всех машинах, которые могут быть посланы в случае аварии или катастрофы вне аэродрома.
Такие карты должны составляться совместно всеми службами, заинтересованными в полетах над рассматриваемой территорией...
52. Специальные положения, касающиеся санитарных самолетов.
Спасательные команды должны ставиться в известность о каждой посадке и каждом взлете санитарного самолета заблаговременно, с тем, чтобы они могли принять предписанные меры по обеспечению безопасности. При получении такого извещения принимаются следующие меры:
а) по крайней мере одна из основных спасательных машин направляется со своим расчетом в то место аэродрома, где она сможет наилучшим образом оказать помощь;
б) как только санитарный самолет приземлится, спасательная машина направляется в то место, где назначена разгрузка самолета;
в) спасательная машина и ее расчет находятся около санитарного самолета в полной готовности к немедленному действию до тех пор, пока в нем остаются больные или раненые;
г) заправка самолета топливом в то время, когда в нем еще находятся люди, допускается лишь в случае крайней
необходимости;
д) при отлете санитарного самолета принимаются те же меры, что и при посадке, но в обратной последовательности.
53. Ориентирная карта с системой координат.
Примечание. Расстояние в 24 км считается максимальным для высылки помощи. Оно может меняться в зависимости от условий и конфигурации местности.
а) На каждом аэродроме должна быть принята система быстрого определения и указания места происшествия, чтобы немедленно направить туда необходимую помощь.
55. Порядок передачи сообщения об аварии:
а) Любое лицо, узнавшее об аварии, происшедшей вне аэродрома, должно немедленно сообщить об этом командованию ближайшей авиационной базы. При сообщении указывается как можно точнее место происшествия и фамилия передающего сообщение.
64. Обязанности полевой жандармерии или военной полиции.
а) начальник полевой жандармерии или его замещающий вместе с жандармами направляются на место происшествия одновременно с пожарно-спасательной службой и способствуют выполнению ее задачи;
б) по прибытии на место он располагает жандармов так, чтобы не допустить посторонних к месту происшествия;
в) принимает все необходимые меры с целью обеспечения условий для действий пожарно-спасательной службы.
г) для оказания помощи в целях обеспечения общественной безопасности он может привлечь гражданских лиц;
д) обеспечивает сохранение секретности в отношении любого предмета или оборудования;
е) поручает офицерам и рядовым гражданской полиции вести сношения с гражданскими лицами;
ж) информирует заинтересованных владельцев о том, что государство не несет ответственности за ущерб, причиненный лицам, проникающим на место аварии без разрешения;
з) разрешает допуск и оказывает помощь местным административным и судебным властям при выполнении ими своих обязанностей;
и) следит за тем, чтобы никакая информация, кроме той, которая разрешается военными уставами, не сообщалась представителям прессы или другим гражданским лицам в отношении военных пассажиров самолета, потерпевшего аварию;
к) принимает меры для получения достаточного количества военной охраны.
65. Использование самолета связи:
а) в случае необходимости для определения места аварии и указания маршрута следования пожарно-спасательным машинам может использоваться специальный самолет связи или другой самолет;
б) самолет может передавать свои указания:
1. С помощью радиотелефонной связи, которую он поддерживает со спасательными машинами.
2. С помощью следующих сигналов:
Сигнал, подаваемый самолетом | Значение сигнала |
3-кратная дача газа | "Следуйте за мной" |
3-кратная дача газа с последующей "свечой", оканчивающейся полетом в направлении аэродрома, где базируется самолет | "Возвращайтесь на свой аэродром" |
Короткое пикирование и "свеча" | Обычный сигнал для "да" |
Покачивание крыльями | Обычный сигнал для "нет" |
Крутой вираж влево | "Сверните на первую дорогу влево" |
Крутой вираж вправо | "Сверните на первую дорогу вправо" |
Левые круги или пике (для указания места) | "Здесь цель" |
Работа мотора на самом малом газу | "Остановитесь, следуйте дальше пешком" |
Покачивание крыльями или мигание зелеными огнями | "Сообщение получено и понято" |
Полный вираж по часовой стрелке или мигание красными огнями | "Сообщение не понято" |
в) если самолет связи не сопровождает пожарно-спасательные машины, он описывает круги над местом аварии, вплоть до момента прибытия туда пожарно-спасательных машин.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Предисловие к русскому изданию......... 5
Предисловие М. Иманса...........
Предисловие П. Морони........... '5
Часть первая
A. Изложение мотивов............ 17
I. Общие положения........... —
а) Необходимость пожарной охраны...... —
б) Частота аварий самолетов и положение мест происшествий относительно аэродрома...... 18
в) Рентабельность пожарно-спасательной службы . . —
II. Юридическая сторона вопроса....... 20
а) Французское право об ответственности .... —
б) Рекомендации ИКАО.......... 22
III. Ограничение и распределение ответственности ... 23
а) Мнение американцев.......... —
б) Положение во Франции......... —
в) Гражданская ответственность....... 26
г) Финансовая ответственность (или участие) . . . — Б. Пожарная опасность. Категории пожарной опасности . . —
I. Пожарная опасность для самолетов...... —
а) В полете............. 27
б) На земле............. —
II. Пожарная опасность для зданий и сооружений ... 28
а) Служебные здания .'......... 29
б) Сооружения (на аэродроме и вне его) .... 30
III. Пожарная опасность для производственных объектов —'
а) Ангар — завод............ —
б) Производственные зоны крупных аэродромов . . —
IV. Прочие виды пожарной опасности...... 31
B. Расчет сил и средств
I. Пожарная опасность для самолетов на земле .... 32
а) Главный фактор — полетный вес или летные характеристики самого тяжелого самолета, пользующегося аэродромом.............. 33
б) Объем перевозок и интенсивность движения ... 36
в) Плотность расположения уязвимых или опасных в пожарном отношении сооружений и построек вблизи аэродрома
г) Наличие внешних противопожарных сил и средств . —
II. Пожарная опасность для зданий и сооружений на аэродроме ............... 39
а) Служебные здания и сооружения...... —
б) Общественные здания......... —
III. Пожарная опасность для промышленного производства 40
IV. Пожарная опасность от сооружений и зданий, расположенных вблизи аэродрома......... 41
V. Наличие внешних сил и средств....... 42
Часть вторая
А. Общие принципы............ 43
I. Основные задачи........... —
II. Размещение службы на аэродроме...... 44
III. Продолжительность несения службы...... 45
а) Продолжительность дежурств....... 46
б) Заступление в наряд......... —
в) Тревога............. 47
IV. Руководство пожарно-спасательной службой, ответственность .............. —¦
V. Зоны и условия действий......... 49
Б. Личный состав............. 50
I. Должности и численность......... —
а) Должности............. —
П. Требования, предъявляемые к личному составу ... 54
III. Формирование и подготовка........ 55
а) Комплектование . . . . . . . . —
б) Подготовка личного состава ....... 56
IV. Одежда и снаряжение.......... 62
В- Размещение . ............ 66
I. Помещения .......... —
II. Задачи аэродромной пожарно-спасательной службы в случае войны............. 70
Г ¦ Пожарная техника............ 71
I. Пожары на самолетах.......... 71
а) Спасательная техника ......... —
б) Огнегасительные вещества, их характеристика и применение .............. 80
в) Машины и аппараты для пожаротушения .... 94
II. Пожары в зданиях........... 112
а) Переносные первичные средства пожаротушения . . —
б) Стационарные сооружения........ 114
III. Водоснабжение............ 116
IV. Контроль и уход за пожарно-техническим вооружением. Меры предосторожности...... . . . . . 117
а) Уход за пожарными рукавами . . . . . . . 118
б) Уход за огнетушителями........ 119
в) Проверка и уход.......... 132
Часть третья
A. Действия при тушении пожаров........
I. Тушение пожаров зданий.........
а) Совершенно обязательные меры предупреждения пожаров в ангарах...........
б) Средства тушения пожаров. Огнетушители
в) Защита зданий металлической конструкции, их испытания в пожарном отношении.......
II. Тушение пожаров на самолетах ........
а) Действия пожарной охраны на аэродромах
б) Действия пожарной охраны вне аэродрома
в) Детальная инструкция по проведению операций на аэродроме и вне его ...........
г) Руководство операциями........
д) Общий ход операций..........
Б. Уроки из практики пожаротушения .......
I. Пожар самолета на стоянке........
II. Пожар самолета и зданий в результате падения самолета на населенный пункт вблизи аэродрома.....
III. Авария самолета в момент взлета с последующим пожаром на ВПП.............
IV. Авария самолета, с последующим пожаром вне пределов аэродрома обнаружена с запозданием.....
V. Авария самолета в воздухе с последующим падением и пожаром на небольшом удалении от аэродрома
VI. Авиационные катастрофы в г. Элизабет . . . •
I. Связь внутри аэродрома......... 212
а) Прямая телефонная связь........ —
б) Радиосвязь (УКВ).......... 213
II. Внеаэродромная связь.......... —
III. Объявление тревоги........... —
IV. Быстрая сигнализация и точное определение места аварии 214
Часть четвертая
Административные вопросы........... 220
I. Отношения с начальником аэродрома..... —
II. Текущая документация.......... 221
III. Специальная документация........ 229
Библиография............... 232
Заключение............... 234
Приложения............... 236
Правила Комитета пожарной охраны авиации и аэропортов Национальной ассоциации по борьбе с пожарами (г. Бостон) . —
Приложение А............. 255
Приложение Б............. —
Приложение В............. 258
Приложение Г . . ¦........... 260
Дополнение.............. 263