СИТУАЦИЯ В

На морском аэродроме и вне его.

601. Все имеющиеся спасательные катера и пожарные суда, обслуживаемые хорошо подготовленными экипажами и имеющие стандартное вооружение, должны немедленно направляться на место пожара.

602. Пожарно-спасательные службы береговой охраны, флотов, портов, портовых городов и поселков немедленно ставятся в известность с просьбой оказать помощь во время критического положения. Это делается в соответствии с заранее заключенными соглашениями вне зависимости от степени серьезности происшествия.

603. Для того, чтобы отогнать огонь от самолета, должны широко использоваться водяные стволы (лафетные). Этот способ является в данном случае наивыгоднейшим. Но для тушения больших поверхностей горящей жидкости и обеспечения таким образом доступа к самолету желательно иметь большое количество пены и распыленной воды. Следует иметь в виду, что спокойная вода более благоприятна для сохранения поверхностного пятна, чем неспокойная. Пожарные суда и спасательные катера должны подходить к самолету по ветру и атаковать огонь во время движения. 'Во время операции такого рода очень трудно удержать катер или судно на месте, поэтому основным качеством используемых судов должна быть исключительно высокая гибкость маневра. Лафетные стволы должны быть в состоянии работать в любом направлении (вращение на 360°). Наземные спасательные центры могут быть мобилизованы в случае необходимости для доставки к ближайшим пристаням дополнительного вооружения и снаряжения, необходимого для проведения операции.

604. Прежде всего внимание должно обращаться на раненых или отравленных людей, находящихся в самолете, особенно если возник пожар или имеется угроза потери самолетом плавучести. Тем, кто смог выбраться из самолета без посторонней помощи и может доплыть до безопасной зоны, надо советовать делать это самим, до того момента, когда будут спасены не умеющие плавать. Само собой разумеется, что на спасательных шлюпках должны иметься спасательные пояса. Еще не загоревшиеся лужи горючей жидкости должны как можно быстрее отгоняться от самолета с помощью струй воды. Аккумуляторная батарея самолета должна быть немедленно отключена. Электропереключатели должны быть поставлены в положение "выключено", краны выключения подачи бензина и аварийные бензокраны должны быть закрыты. Надо следить за тем, чтобы не возникло загорание от работающих моторов спасательных шлюпок.

Помощь со стороны городских и окружных пожарных команд 701. Местные пожарные команды должны периодически интересоваться подготовкой пожарно-спасательных команд аэродромов, принимая иногда участие в их занятиях, в испытании пожарно-технического вооружения и в изучении самолетов. Это может повысить эффективность помощи со стороны местных или окружных пожарных команд при действиях вне аэродрома и облегчить координацию действий различных пожарных команд. В этой связи следует указать, на какую помощь извне могут рассчитывать соответственно парижский, лондонский и брюссельский аэродромы

а) Для аэропорта Орли парижский пожарный полк, обеспечивающий пожарно-спасательную службу в департаменте Сены, выделяет в случае пожара или аварии следующие средства:

3 смешанных автонасоса (из Шуази, Витри и Антони), 1 автонасос большой мощности (из Порт-Руайаль), 1 автомашину рукавной службы (из Порт-Руайаль), 1 автонасос воздушно-механического пенотушения (из Шамперре),

1 автомеханическую лестницу высотой 30 м (из Иври). Эти силы и средства возглавляются командиром батальона.

б) Для лондонского аэродрома Хизроу (графство Мидлсекс) пожарный центр графства Мидлсекс выделяет следующие средства:

2 автонасоса,

1 автонасос с лестницей высотой 15 м, 1 автомашину рукавной службы,

1 автоцистерну с насосом,

2 автонасоса пенного тушения, 5 санитарных автомашин.

Эти силы и средства возглавляются старшим пожарным офицером.

Кроме центров, которые высылают свои средства, сигнал тревоги передается также еще в 5 спасательных центров.

В парижском и лондонском аэропортах организационное единство служб, призванных помогать в обеспечении пожарной безопасности на этих аэродромах, облегчает координацию действий аэродромных средств с внешними средствами, рациональную мобилизацию этих средств и их использование.

в) В национальном брюссельском аэропорте (Мельсбрёк) существует тесное взаимодействие между пожарно-спасательной службой аэродрома и различными пожарными командами, призванными оказывать помощь в случае пожара или бедствия, в частности с пожарной охраной Брюсселя, ближайший спасательный центр которой (Харен) расположен в 4800 м от командно-диспетчерской вышки аэродрома (обеспечена независимая от городской сети прямая телефонная связь). Имеется договоренность о получении подкрепления от 5 пожарных центров.

Каждую неделю пожарная охрана Брюсселя высылает по очереди одного унтер-офицера и одного водителя на топографическую разведку, чтобы работники пожарной охраны этой категории последовательно изучили топографию аэродрома, размещение зданий и ангаров и подступы к ним, месторасположение источников воды, маршруты и условия движения, материальную часть, используемую на аэродроме, специальные условия ее применения и т. д. Все эти вопросы детально освещены в специальном служебном приказе (инструкция № 113/25—09—1948) офицерам, унтер-офицерам и капралам.

Все работники пожарно-спасательной службы аэродрома по очереди направляются для прохождения трехнедельной стажировки в центр пожарной охраны Брюсселя, где они несут повседневную службу, изучают теорию, участвуют в тушении пожаров, в уходе за техникой и в работах по ее ремонту. Изучается план координации и мобилизации пожарных средств в масштабе провинции.

Что касается организации поисков и спасания самолетов, потерпевших аварию, то следует указать, что эти вопросы

освещаются в Положении о применении департаментами соответствующей межминистерской инструкции.

702. Успех борьбы с огнем в случае загораний самолетов на земле зависит от опыта и тренировок, проводимых в условиях, как можно более приближающихся к реальным. Городским пожарным командам, прибывающим на пожар, будут поручаться спасательные операции и тушение огня. По прибытии аэродромной пожарно-спасательной команды ее начальник договаривается с руководителем местных пожарных средств о совместных согласованных действиях.

По окончании спасательных операций аэродромная и коммунальная службы сосредоточивают свои усилия с целью полной ликвидации огня. Разделение ответственности должно осуществляться в соответствии с заранее обусловленными мерами.

703. Между пожарно-спасательной службой аэродрома и местными пожарными командами должна быть установлена постоянная (предпочтительно) радио- или прямая телефонная связь. Местные пожарные команды должны иметь карты, служащие для указания места пожара.

Нужно, чтобы местные команды имели у себя на вооружении специальные средства, необходимые для тушения горящих на земле самолетов (эти средства, кстати сказать, весьма схожи с теми, которые необходимы для тушения автоцистерн, перевозящих бензин или другие горючие жидкости). Местным пожарным службам должна также передаваться документация, необходимая для составления описаний конструкции самолетов, пользующихся данным аэродромом, и инструкции по тушению огня на самолетах и проведению спасательных операций. Изучение этих инструкций должно включаться в программу ежедневной теоретической подготовки.

Подготовка экипажей самолетов. Инструкции

801. Учитывая большой процент вынужденных посадок вследствие загорания в полете, очень важно, чтобы экипажи были соответствующим образом подготовлены и в совершенстве знали инструкции по борьбе с пожаром и меры, которые необходимо принимать в этом случае. Знание автоматической системы огнетушения и бортовых огнетушителей является совершенно необходимым.

В случае загорания мотора на многомоторном самолете необходимо сделать следующее:

а) предупредить других членов экипажа;

б) убрать газ загоревшегося мотора;

в) поставить винт загоревшегося мотора во флюгер;

г) перекрыть подачу топлива в загоревшийся мотор;

д) закрыть аварийные краны, перекрывающие трубопроводы (топлива, масла, жидкости гидравлической системы) загоревшегося мотора;

е) выключить зажигание загоревшегося мотора;

ж) проверить положение жалюзи загоревшегося мотора;

з) привести в действие систему огнетушения в нужной зоне.

Это—наиболее важные действия. Для их выполнения необходимо, чтобы самолет имел достаточный запас высоты, в противном случае, потеряв высоту, он может разбиться. Члены экипажа должны уметь применять огнетушители, находящиеся на борту самолета.

Во избежание опасности удушения пассажиров и экипажа, загорания в кабине и в багажных отделениях должны всегда ликвидироваться быстро и полностью.

802. Члены экипажа должны также знать систему циркуляции воздуха и меры, которые могут быть приняты для ограничения распространения дыма и пламени в самолете. Необходимо учесть, что открывание дверей и окон немедленно влечет за собой распространение огня.

803. В сообщении по радио об аварийной посадке указывается, в частности, следующее:

а) тип самолета,

б) число людей на борту,

в) характер аварии,

г) необходимая для посадки ВПП.

В отношении дополнительных сведений, которые сообщаются, если позволяют время и обстоятельства, см. параграф 101.

804. Члены экипажа могут оказать помощь при тушении огня на земле; по мере возможности они должны осуществлять следующие меры для предупреждения возникновения огня или ограничения его силы:

а) выключить прерыватели контакта и аккумуляторы;

б) прекратить подачу топлива и масла;

в) привести в действие огнетушительную систему в

момент касания самолетом земли (если это не было сделано еще в полете), даже если нет пожара;

г) открыть в момент посадки запасные выходы, чтобы избежать заклинивания дверей в результате удара самолета о землю (открывать двери не рекомендуется, когда пожар в полете охватил часть пассажирской или пилотской кабины или когда пламя из горящего мотора может проникнуть через открытые двери в фюзеляж);

д) в некоторых случаях, и особенно при загорании крыла, возможно изменить положение самолета после посадки так, чтобы ветер сдувал пламя от фюзеляжа и основных топливных баков;

е) если позволяют обстоятельства, необходимо сажать самолет на твердую поверхность, чтобы облегчить подход к нему пожарно-спасательных машин;

ж) поддерживать, насколько возможно, порядок среди пассажиров, чтобы избежать возникновения паники; проводить эвакуацию организованно, чтобы избежать закупорки отдельных выходов; требовать от пассажиров пристегивания ремнями во время посадки;

з) давать начальнику пожарно-спасательной службы все необходимые технические сведения, не мешая работе команд.

Службы медицинской и скорой помощи

901. Службы медицинской и скорой помощи так же, как и пожарно-спасательная служба, должны быть оснащены для оказания на месте срочной помощи тем, чье состояние требует этого. Вызов службы скорой помощи должен производиться независимо от того, вызвана медицинская служба или нет.

902. Службы медицинской и скорой помощи могут быть объединены с пожарно-спасательной службой. Иногда такое объединение даже рекомендуется. Один специалист должен дежурить в течение всего времени полетов, выполняя функции и шофера и санитара. Когда интенсивность полетов не оправдывает постоянное дежурство санитарных машин скорой помощи, для оказания первой помощи и транспортировки раненых заключаются соглашения с муниципальными или частными службами. Но даже при наличии таких соглашений совершенно необходимо, чтобы личный состав пожарно-спасательной службы был подготовлен для оказания первой медицинской помощи хотя бы на уровне санитаров,

903. Местные врачи вызываются аэродромной диспетчерской службой в соответствии с заранее установленным порядком. (Так как диспетчеры воздушного движения в случае аварии с трудом могут выполнять другие обязанности, кроме управления движением, то передачу многочисленных сообщений по телефону, необходимых для мобилизации всех заинтересованных служб и средств, следует возлагать на командование аэродрома.)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Распределение ответственности в том виде, в каком оно дано в настоящем приложении, является лишь примерным. (В некоторых странах, в частности в Англии и в Бельгии, все общественные аэродромы управляются единым государственным органом. Это обстоятельство обусловливает существование - общего централизованного управления, располагающего необходимой властью в вопросах организации и регламентирования.

В этом случае без ущерба для власти, предоставляемой каждому начальнику аэродрома для выполнения уставов и приказов, инициатива внешних сношений договорного или уставного характера должна принадлежать центральному управлению, особенно если в его составе имеется служба, специально ведающая этими вопросами. Только Центральное управление может вести авторитетные переговоры с организациями, подчиненными государственным властям.)

Административное руководство пожарно-спасательной службой аэродрома осуществляет начальник аэродрома независимо от того, какую организацию он представляет, государственную или частную, и независимо от источника финансирования его должности.

На обязанности начальника аэродрома лежит также административная часть организации помощи, которая должна оказываться при авариях самолетов на доступном удалении от аэродрома. Причем во избежание каких бы то ни было конфликтов с внешними общественными службами условия оказания этой помощи должны быть заранее регламентированы. Должен быть установлен "сектор немедленного оказания помощи", в котором начальник аэродрома должен предоставлять всем заинтересованным лицам и организациям инструкции и информацию по вопросам и технике тушения пожаров и проведения спасательных операций при авариях самолетов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ниже приводится таблица норм сил и средств, необходимых для организации спасания людей и. тушения пожаров на самолетах. Эта таблица взята из брошюры, изданной Национальной ассоциацией по борьбе с пожарами — "Аэродромные средства спасания и борьбы с пожарами на самолетах" (N.F.P.A. № 403 —T.P.R.).

Класс самолетов по весу Типы самолетов, соответствующие данному классу (см. также приложение Г) Минимальное количество огнегасительных веществ Минимально необходимое число личного состава
Вода для генерирования пены СО2, кг Дежурный персонал Имеющийся в наличии вспомогательный подготовленный персонал
Класс I — менее 1350 кг „Пайпер Кэб", Сэс-сна-140, „Навион", „Ос-тэр" и т. п.    
Класс II—от 1350 до 3850 кг „Уиджен", Сэссна-190, АТ-6, Де Хэвилэнд „Би-вер" и т. п.  
Класс III — от 3850 до 6700 кг Бич D-18, „Малард", Авро XIX, Шорт „Си-лэнд" и т. п.        
Класс IV — от 6700 до 11 800 кг DC-3, Бич-34, „Лоуд-стар" и т. п.  
Класс V — от 11 800 до 22 650 кг „Конвэр Лайнэр", Мартин—202, Супер DC-3 и т. п.        
Класс VI — от 22 650 до 40 800 кг DC-4, Шорт S—45, Гер-мес-IV, Канадэр С-4, Хэндли-Пейдж и т. п. 9464 или 13 230   1812   4-5    
Класс VII — более 40 800 кг   DC-6, „Констэллэйшн", CW-32, Боинг-377, Шорт S—35, „Брабазон" 13 230 или 17 000 1812   5—6

Примечания. 1. Общая продолжительность использования каждого огнегасительного вещества не должна превышать 2,5 мин.

Если будут поступать на вооружение новые огнегасительные вещества, то будет сделано дополнительное сообщение, вносящее соответствующее изменение в эту таблицу.

Делались неоднократные попытки установления нормативов в отношении количества сил и средств пожарно-спасательных служб аэродромов, но все они встречали многочисленные возражения. Этот вопрос включен в программу работ Национальной ассоциации по борьбе, с пожарами.

Персонал должен включать по крайней мере одного начальника команды и одного водителя на каждую машину.

 

Рекомендации к таблице минимальных норм

1. Рекомендуется выбирать углекислоту и пену. Эти огнегасительные вещества являются наиболее эффективными при проведении спасательных операций и пожаротушения на самолетах. Их комбинированное использование обеспечивает быструю локализацию, эффективное охлаждение и полную ликвидацию огня, если все эти средства имеются в достаточном количестве и рационально применяются.

2. Рекомендуется иметь средства подачи (насосы) и выбрасывания такой мощности, чтобы они были в состоянии выбросить все количество воды (в виде пены, тумана или компактных струй) и углекислоты, приведенное в таблице, максимум за 2,5 мин. Это время считается максимально необходимым для локализации и тушения огня.

3. Минимальные нормы, предлагаемые в таблице, предполагают наличие дополнительных источников водоснабжения (подвижных и других), химических продуктов, применение которых необходимо для продолжения операций в течение некоторого времени после израсходования огнегасительных веществ, перевозимых машинами первой

помощи.

4. Огнегасительные вещества, указанные в таблице, не должны обязательно перевозиться одной машиной. Наоборот, при пожаре на больших самолетах (особенно весом более 6700 кг) желательно иметь несколько машин, чтобы можно было атаковать огонь в нескольких местах и с нескольких сторон одновременно. В этом случае общая емкость и вес машин должны соответствовать требуемым показателям.

5. Хорошо подготовленный и достаточный в численном отношении личный состав должен быть на своих местах во время летной работы аэродрома, чтобы можно было мгновенно использовать по меньшей мере одну треть имеющихся огнегасительных средств и одну из машин, конечно, самую мощную. Это предполагает, что основная пожарно-спасательная машина должна быть в состоянии выехать со своим расчетом 30 секунд спустя после объявления тревоги и что каж-дую дополнительную машину должен вести шофер-профессионал. Вспомогательный подготовленный персонал позволит пополнить расчеты дополнительных машин.

6. В отношении пожарно-спасательного вооружения аэропортов см. Стандарт НАБП № 403.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Терминология из "Словаря терминов", изданного ИКАО

Аэродром. Участок поверхности суши или воды, вместе со зданиями и сооружениями, используемый обычно для взлета и посадки летательных аппаратов.

Летательный аппарат. Любое движущееся средство, поддерживаемое воздухом.

Аэропорт. Любой аэродром, на котором предусмотрены доступные для публики сооружения и оборудованные места для стоянии, технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов, а также для посадки и высадки пассажиров и погрузки и выгрузки грузов.

Аэродромная диспетчерская служба. Служба, функцией которой является управление движением самолетов в зоне аэропорта.

Воздушное движение. Движение всевозможного рода летательных аппаратов в воздушном пространстве в зоне аэродрома и на летном поле.

Зона посадки. Часть летного поля, предназначенная в основном для посадки и взлета летательных аппаратов.

Летное поле. Часть аэродрома, специально оборудованная для движения летательных аппаратов (см. "зона посадки") .

 

 

Нижеследующая терминология была добавлена НАБП к тексту статьи "Борьба с огнем на самолетах".

Термин "борьба с пожарами на самолетах", применяющийся в настоящих рекомендациях, не включает в себя пожары, возникающие в полете.

Спасание из самолетов. Эвакуация лиц, находящихся в потерпевшем аварию самолете. Термин "спасание", применяемый в настоящей статье, не включает в себя операции по розыску и оказанию медицинской помощи, кроме первой помощи,

Начальник аэропорта. Ответственное лицо, назначенное для руководства аэродромом как в отношении административном, так и в отношении безопасности воздушного движения независимо от того, является ли он представителем государства, частной компании или любого частного лица. Что касается тушения огня на самолетах на земле и спасания людей в случае авиационных аварий, то начальник аэропорта отвечает за организацию, вооружение и личный состав службы, на обязанности которой лежит выполнение этих задач. Он не имеет полномочий руководить операциями по спасанию людей и пожаротушению. Эта задача возлагается лично на начальника пожарно-спасательной службы, должным образом подготовленного для выполнения своих функций.

Начальник пожарно-спасательной команды. Лицо (или его официальный заместитель), руководящее операциями по тушению пожара и спасанию людей с использованием материально-технического вооружения и личного состава. Он имеет право принимать решения, касающиеся деятельности пожарно-спасательной службы, и несет за нее ответственность. Только это лицо имеет право командовать в ходе пожаротушения и спасания.

Пожарно-спасательная команда. Совокупность работников, находящихся в непосредственном подчинении начальника пожарно-спасательной команды. Эти работники могут быть использованы постоянно или временно для несения пожарно-спасательной службы.

Взаимная помощь. Неписаные соглашения, в силу которых две или несколько пожарно-спасательных служб приходят на помощь одна другой по первому вызову или в порядке последующего усиления на всей территории соответствующих зон действия, не считаясь с разделяющими их границами.

Договоренность о взаимной помощи может существовать между пожарно-спасательным центром аэродрома и городскими или окружными пожарными центрами, расположенными поблизости от аэродрома или в зоне действий пожарно-спасательного центра аэродрома.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г