III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
II. ТЕКУЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
I. ОТНОШЕНИЯ С НАЧАЛЬНИКОМ АЭРОДРОМА
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
Часть четвертая
Связь между пожарно-спасательной службой и командованием аэродрома (особенно службой воздушного движения) должна быть тесной и постоянной.
Все сведения и сообщения, касающиеся изменения условий взлета и посадки самолетов, должны немедленно сообщаться пожарно-спасательной службе соответствующими органами метеослужбы, службы эксплуатации, строительными органами и т. п.
Любое изменение метеорологических условий, любые изменения в использовании ВПП (или изменение направления посадки), любой запрет пользования ВПП или рулежной дорожкой, любые работы, производимые на аэродроме и влияющие на безопасность полетов, — все это должно немедленно сообщаться по телефону пожарно-спасательной службе.
Если изменение не носит кратковременного характера, сообщение по телефону должно подтверждаться письменным извещением. Эти подтверждения должны сохраняться по крайней мере на время действия изменений.
Пожарно-спасательная служба, со своей стороны, должна немедленно информировать командование аэродрома обо всех неожиданных изменениях, способных поставить под угрозу безопасность движения как в воздухе, так и на земле.
Это извещение должно быть вручено заинтересованным лицам не менее чем за 48 часов до начала осуществления мероприятий, о которых сообщается в извещении. Рассылается: пожарно-спасательной службе, полиции, службе эксплуатации и т. д.
Пожарно-спасательная служба должна вести:
журнал дежурств,
журнал донесений (копии всех донесений об операциях) .
Статистика
Статистика позволяет установить для всех пожаров и других происшествий: частоту;
зависимость от интенсивности работы аэродрома; место (внутри и вне аэродрома); причину (действительную или предполагаемую); число жертв и число спасенных.
Аэродромная пожарная охрана не может вести статистику; она лишь представляет все сведения и донесения в вышестоящую инстанцию, где они и используются.
Бюллетени Комитета пожарной охраны авиации и аэропортов Национальной ассоциации по борьбе с пожарами
США. Эти бюллетени являются очень важной и наиболее полной специальной литературой. Ничего равного им нет, если не во всей Европе, то по крайней мере во Франции.
Атлас самолетов, обслуживаемых аэродромом. Для того чтобы пожарно-спасательная служба могла уверенно, безошибочно и быстро действовать в случае аварии самолета, необходимо, чтобы ее личный состав в совершенстве знал по каждому типу самолетов, обслуживаемых аэродромом:
его общие характеристики;
местонахождение и способ открытия нормальных выходов (двери для экипажа, двери для пассажиров, люки багажных кабин);
возможные места проделывания отверстий (в случае необходимости вскрытия фюзеляжа);
местоположение и емкость различных баков для топлива, для смазочного масла, для жидкости локхида, баллонов сжатого кислорода и т. д., а также средства их выключения (краны, вентили и т. п.);
места особой опасности: обогреватели кабины, антиобле-денительное устройство и т. п.
Все эти сведения должны быть собраны в одном атласе и иллюстрированы схемами и рисунками. Этот атлас самолетов, обслуживаемых аэродромом, должен рассматриваться лишь как справочник. Наличие такого атласа не освобождает начальника пожарно-спасательной службы от необходимости устраивать для личного состава этой службы регулярные посещения различных самолетов.
Рис. 57. Схема одного из крупнейших американских транспортных самолетов С-124.
Показано размещение и общая емкость топливных баков, размещение масляных баков, баков для жидкостей гидравлических и антиобледенительных систем, расположение обычных и запасных выходов, а также места, где можно проделать выходы и, наконец, местоположение кислородных баллонов.
План зданий и сооружений аэродрома. Пожарно-спасательная служба должна также иметь детальный план зданий и сооружений аэродрома (планы расположения и детальные планы конструкций с указанием нормальных и запасных выходов, существующих ходов сообщения, особенностей конструкции зданий и сооружений и их назначения, а также имеющихся внутренних и внешних пожарных средств).
Дороги и источники воды. План дорог и расположения ¦источников воды должен содержать указания о выездах из аэродрома и въездах на аэродром, о местонахождении и емкости естественных источников водоснабжения, а также о подъездах к ним, о местах расположения пожарных кранов, о канализации и возможностях переключения и отключения водопроводной сети, об извещателях и т. п.
Рис. 58. Схема экстренной эвакуации из самолета DC-6.
Личный состав аварийно-спасательной службы должен как можно лучше знать конструкцию различных типов самолетов, находящихся в эксплуатации. Этой Цели служит документ, опубликованный Национальной ассоциацией по борьбе с пожарами. Для того чтобы этот документ мог принести пользу, в нем отмечено все, что может способствовать возникновению или усилению огня (кроме расположения топливных баков и баков для других горючих жидкостей — антиобледенительной, локхида и т. д.). Кроме того, необходимо указать места, где можно проделать спасательные выходы.
Эти общие и детальные планы (по зонам или участкам аэродрома) должны иметься на всех машинах.
Атлас окрестностей аэродрома. Другим исключительно Ценным документом является атлас окрестностей аэродрома с указанием маршрутов следования к вероятным местам происшествий и ворот, через которые надо выезжать с аэродрома.
Если эти ворота охраняются (полицией, сторожами, жандармами или часовыми), необходимо заранее предупреждать охрану, чтобы ворота были своевременно открыты, а общее движение остановлено до прибытия пожарно-спасательных машин.
Если эти ворота не охраняются, а просто закрываются на ключ, 'необходимо, чтобы на каждой пожарной машине имелся набор нужных ключей.
Небрежное, легкомысленное отношение к этим вопросам могло иметь серьезные последствия для пассажиров и экипажей.
Желательно, чтобы в этой довольно узкой специальной области спасательные службы неустанно вели работу с целью обеспечения полной безопасности полета, на которую уже сейчас вправе рассчитывать все пользующиеся воздушным транспортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство наших аэродромов, гражданских и военных, а также их окрестности недостаточно охраняются в пожарном отношении. Это бесспорный факт. Объяснить такое положение можно либо недостатком пожарно-технического вооружения, которое к тому же зачастую не отвечает требованиям, либо недостатком квалифицированного персонала.
В этом вопросе, как, впрочем, и во многих других, важнейшим моментом является недостаток денежных средств. Все другие трудности в той или иной степени разрешены. К настоящему времени создано нужное пожарно-техническое вооружение, имеются необходимые огнегасительные вещества; а на некоторых аэродромах — и замечательные пожарно-спасательные команды. Например, в парижских аэропортах (Орли и Бурже), где высококвалифицированные специальные команды добились удивительных результатов в отношении как быстроты, так и эффективности действий.
Таким образом, в настоящее время любой аэродром может иметь для обеспечения противопожарной безопасности как нужный персонал, так и необходимую технику; достаточно лишь захотеть это сделать.
Что касается техники борьбы с огнем на самолетах, то сна, конечно, находится еще в начальной стадии своего развития. Она будет изменяться в зависимости от типов двигателей и применяемого топлива.
Конечно, мы желаем, чтобы путем разумных и эффективных профилактических мер опасность возникновения пожара в результате аварий самолетов была уменьшена или вовсе ликвидирована. Однако мы допустили бы серьезную ошибку, если бы слишком рано перестали интересоваться вопросами пожаротушения и пренебрегли бы, таким образом, этой важной частью обеспечения безопасности полетов.
ПРИЛОЖЕНИЯ