Использование тяжелой пожарной машины

Эта машина используется, как правило, лишь для тушения крупных пожаров. Однако она может также быть применена и в случае аварии без пожара, когда по земле разольется большое количество топлива. В этом случае, прежде чем начинать спасательные работы, следует покрыть поверхность разлитого топлива слоем пены для того,, чтобы предотвратить загорание или по крайней мере ограничить его размеры, если оно все-таки произойдет.

Тяжелая пожарная машина имеет на вооружении пенные лафетные стволы, пенные ручные стволы, а иногда и стволы для подачи распыленной воды. Работа лафетных стволов большой мощности должна быть кратковременной (около 1 минуты) ввиду большого расхода воды. Одновременное использование лафетных и ручных стволов допускается лишь в исключительных случаях. В течение этой минуты лафетные стволы должны в большинстве случаев ликвидировать крупные очаги пожара и покрыть, если не всю, то большую часть зеркала горящего на земле бензина.

После этого тушить огонь можно более эффективно c помощью ручных стволов, способных подавать пену в места, закрытые крыльями и фюзеляжем.

При наличии одной машины тушение, как правило, будет вестись с одной стороны, тогда как две машины расположатся по обеим сторонам фюзеляжа или крыла.

Атака огня должна вестись каждый раз, когда это возможно, по ветру независимо от того, будет ли это по направлению от носа к хвосту или наоборот (атака против ветра проводится лишь в случае абсолютной невозможности действовать иначе).

Положение машины (или машин) по отношению к самолету определяется прежде всего соображениями, о которых мы только что говорили (тушение по ветру), а также возможностью свободного перемещения в случае необходимости. Последнее соображение заставляет ставить машину либо перед крылом (в стороне от линии стрельбы бортового оружия если речь идет о военном самолете), либо сзади крыла но на достаточном расстоянии от фюзеляжа, чтобы можно было в случае необходимости легко перевести машину в другое место. Заметим, что эти перемещения бывают необходимы лишь в начале тушения, когда действуют одни лафетные стволы. С введением в дело ручных стволов перемещение машины становится нецелесообразным (легче и быстрее переместить стволы, чем машину).

Стволы для подачи распыленной воды используются либо в начале операции для того, чтобы отогнать на безопасное расстояние от самолета лужи бензина (горящие и негорящие), либо во время разборки для тушения или охлаждения более или менее значительных масс расплавленного или раскаленного металла (магния, алюминия) - при обязательном условии, что вода будет подаваться в очень сильно распыленном состоянии.

Дальность действия этих стволов невелика. Поэтому ствольщики будут стремиться как можно ближе подойти к очагу, чтобы "сдуть" пламя. Такой способ тушения немыслим против ветра, а также при действии двух стволов в противоположных направлениях, или, проще говоря, один против другого. Такого рода тушение проводится только по ветру. Когда атакуются горящие лужи бензина, все ствольщики должны действовать с одной стороны крыла или фюзеляжа.