Опасность пожара при авиационных катастрофах

Общие соображения

Характер пожара на самолете зависит от следующих факторов:

а) типа и грузоподъемности самолета;

б) характера его груза: грузовой, пассажирский или грузо-пассажирский (самолеты могут также разделяться в зависимости от своего назначения на гражданские или военные) ;

в) силы огня, которая зависит от грузоподъемности самолета, и от продолжительности горения. На одном и том же самолете она зависит от количества топлива на борту (загорание при взлете или посадке);

г) времени и места падения самолета:

на аэродроме или на некотором удалении от него, днем или ночью (в туманную погоду);

д) силы ветра;

е) характера поверхности (ВПП, трава, аварийная полоса) ;

ж) числа людей, находящихся в опасности (это число зависит от типа и грузоподъемности самолета).

Кроме того, условия меняются в зависимости от того, садится ли самолет с загоранием (в моторе, масляном радиаторе, в багажных отсеках) или с неисправным шасси (об этом пожарно-спасательная служба обычно предупреждается) .

Когда пожарно-спасательная служба предупреждена о том, что к посадке готовится самолет с неисправным шасси или с загоранием на борту (в моторе, в багажном отсеке и т. д.), начальник службы располагает свои машины поблизости от места, где ожидается приземление самолета. Эти машины маневрируют в соответствии с требованиями обстановки, избегая неосторожного заезда на ВПП; задача состоит в том, чтобы как можно быстрее оказаться около самолета, не допустив при этом столкновения.

Условия, в которых действует пожарно-спасательная служба, во многом определяются и тем, разбивается ли самолет при взлете или при посадке, в пределах аэродрома или в более или менее удаленном от него месте.

Успех операции по пожаротушению и спасанию будет зависеть, конечно, от того, сколь благоприятны были условия для ее проведения.

Из всех факторов, влияющих на успех операции, главнейшим является время; этот фактор намного превосходит по своему значению все остальные. Так, например, если операцию удалось начать в первую или вторую минуту после аварии, шансы на спасание всех людей на борту, а в большинстве случаев и самой машины будут максимальными.

Чтобы уяснить причины возникновения пожаров в результате падения самолетов, следует вспомнить, что воспламенение жидкого топлива может происходить двояко:

1) воспламенение происходит при температуре, достаточной для того, чтобы данная жидкость образовала пары, способные воспламениться от электрической искры или открытого огня; в этом случае воспламенение жидкости зависит от ее температуры вспышки; при загорании самолета в результате падения искра появляется обычно вследствие нарушений в электрической цепи или от трения металлических частей самолета о ВПП;

2) воспламенение происходит без участия искры или открытого огня, от одного лишь повышения температуры до определенного уровня — до так называемой температуры самовоспламенения, которое может произойти при соприкосновении топлива с нагретыми частями мотора (выхлопные патрубки, коллектор).

В отношении самовоспламенения бензин гораздо менее опасен, чем керосин, как бы это ни казалось странным. Кроме того, так как бензин обычно используется в качестве топлива для поршневых моторов, а керосин — для реактивных двигателей, ясно, что в случае падения реактивный самолет несравненно более опасен, чем обычный самолет с поршневым мотором, особенно если учесть тот факт, что нагретая поверхность у поршневых двигателей равняется нескольким квадратным дециметрам, а у реактивных двигателей составляет не менее квадратного метра (вместе с системой дожигания).

Наконец, надо помнить о большой опасности самовоспламенения смазочных масел. Если авиационный бензин имеет температуру самовоспламенения 520° С, то у смазочного масла она равна всего лишь 260° С. Довольно часто пожар на самолете и начинается как раз от загорания масла.