I. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ЗДАНИЙ

А. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ

Часть третья

Если загорание незначительно, оно должно быть ликвидировано персоналом, работающим в помещении, где оно возникло. В более серьезных случаях тушение огня производится личным составом пожарной службы. При этом машина первой помощи выезжает на пожар только в том случае, когда он начался в непосредственной близости от ее стоянки.

При выезде машины расчет использует средства, находящиеся на месте пожара (огнетушители, пожарные краны и т.д.). Средства, имеющиеся на машине, могут быть пущены в ход только в исключительных случаях, например, когда пожар грозит принять большие размеры.

Тушение пожара в зданиях обычно возлагается на машины второй очереди, использующие для этой цели воду и пену. Отметим, что даже для тушения так называемого "сухого" огня (загорания твердых горючих веществ), при значительной удаленности очага пожара от источников воды, можно очень выгодно применять пену. Она позволяет уже в самом начале добиться почти полной ликвидации огня, предупредить его вторичное появление и, кроме того, наилучшим образом использовать ограниченный запас воды, имеющийся в цистерне машины.

Тушение пеной, особенно если емкость цистерны машины позволяет рассчитывать на полную ликвидацию огня, избавляет от необходимости подавать воду в цистерну от внешнего источника (по крайней мере в первый период тушения, что особенно важно при недостаточной численности расчета).

Следует напомнить, что в 64 случаях из 100 причиной пожаров в ангарах является нарушение правил технического обслуживания самолетов и их текущего ремонта.

Убытки от пожара на 1 м2 площади ангара составляют около 75 долларов, а в зданиях — только 29 долларов.

Каждый пожар в ангаре приводит к уничтожению в среднем 6 самолетов (по данным Национальной ассоциации по борьбе с пожарами).

Это говорит о необходимости проведения в ангарах, и особенно в ангарах-мастерских, попарно-профилактических мер. Ниже для справки приводятся некоторые из элементарных мер пожарной профилактики.

а) Совершенно обязательные меры предупреждения пожаров в ангарах

Категорически запрещается курить. Это предписание должно строго выполняться всеми лицами не только внутри ангаров, но и около них. Не надо забывать, что если авиационный бензин опасен, то смазочные масла в некоторых условиях еще более опасны. Наконец, некоторые виды топлива для реактивных двигателей самолетов (в частности, УРЗ, УРЧ) значительно более опасны, чем авиационный бензин.

Запрещается производить окраску, особенно с помощью разбрызгивателей. Покрытие красками должно производиться в мастерских, под навесом (в пристройках), но не в ангарах, где находятся самолеты.

Запрещается выполнять работы с применением автогенной сварки.

Запрещается использовать внутри ангаров светильники с открытым пламенем и даже фонари типа лампы-молнии.

Запрещается хранить внутри ангаров горючие материалы.

Необходимо соблюдать максимальную чистоту. Масляные и бензиновые лужи на полу должны посыпаться древесными опилками или мелким песком, после чего их следует выбрасывать достаточно далеко от ангара. Тряпки для обтирания следует выносить каждый вечер. Для сбора их в течение дня и в часы работы устанавливаются металлические ящики с герметически закрывающимися крышками.

Запрещается производить внутри ангаров работы с легковоспламеняющимися жидкостями (заправку горючим, слив из баков). В некоторых особых случаях можно — с разрешения начальника аэродрома и под его ответственность — производить окраску, сварку, слив горючего и другие операции (только около дверей ангара, причем двери должны быть широко открыты).

Запрещается производить изменения в электрической сети. Нельзя заменять одни предохранители другими, рассчитанными на большее сопротивление.

Запрещается вводить внутрь ангаров машины, имеющие двигатели внутреннего сгорания (автомобили, мотоциклы, мотороллеры и т. п.).

Если в порядке исключения эти машины надо укрыть в ангаре, то они вкатываются вручную при выключенном моторе (то же самое и при выводе их из ангара).

б) Средства тушения пожаров. Огнетушители

Пенные или порошковые устанавливаются из расчета 2 10-литровых аппарата на 500 м2 площади, но в любом случае не менее одного. Однако предпочтительно иметь 2 аппарата, так как один может отказать или оказаться недостаточно эффективным для полного тушения. Порошковые огнетушители и огнетушители, заряженные галоидированными продуктами, устанавливаются из такого же расчета, как и пенные, однако надо иметь в виду, что при прочих равных условиях они приблизительно в 4 раза эффективнее, чем пенные.

Углекислотные огнетушители и огнетушители с галоидированными продуктами предназначаются, как правило, для тушения загораний моторов.

Запас мелкого песка около 1 ж3 в открытом ящике около или внутри ангара, в легкодоступном месте. Предусматривается также какое-либо орудие для разбрасывания песка (лопата, ковш и т. п.).

Что касается металлических ангаров, более всего страдающих от огня, то в последние годы широко практикуется оборудование их установками автоматического огнетушения (распылители, водяные завесы и т. п.).

Эти меры предосторожности, конечно, необходимы, но недостаточны, особенно для больших ангаров (с пролетом 200м), где трудно надеяться на возможность локализации пожара. Поэтому необходимо предпринимать дополнительные меры предосторожности:

1. Обеспечивать "пассивную" защиту металлических конструкций от огня. Способы такой защиты сейчас хорошо известны и не представляют трудностей в применении.

2. Заменить водораспылительные системы системой трубопроводов для подачи воды под давлением в пожарные

краны, оборудованные генераторами воздушно-механической пены, действующими на уровне пола ангара. Последнее условие (действие с пола) необходимо потому, что в высоких ангарах при сильном огне воздушный поток может увлекать за собой пену, и она не будет достигать цели.

Единственным преимуществом спринклерных систем является их автоматическое, мгновенное срабатывание, что обеспечивает относительную "безопасность" даже в том случае, когда в помещении нет людей. Однако следует заметить, что в больших ангарах-мастерских, где постоянно ведутся работы, кто-нибудь всегда обнаружит начавшееся загорание. Наконец, всегда можно установить автоматическую сигнализацию о пожаре, которая позволит пожарно-спасательной службе аэродрома, в случае если в ангаре не находятся постоянно люди, быстро прибыть туда для тушения пожара.

Когда тушение пожара начнется достаточно быстро, действия пожарных, использующих средства пенотушения, будут, несомненно, более эффективными, чем действие спринклерной пенной установки, которая всегда работает в известной мере "вслепую" и не совсем эффективно.

3. Бороться против распространения пожара по площади (вширь), направляя его развитие к верхним частям ангара.

Для этого перекрытия должны устраиваться так, чтобы часть несущих конструкций (приблизительно 1 /10 площади пролетов между каждой фермой) была очень легко возгораемой или же легко вскрывалась для того, чтобы дать свободный выход пламени, горячему воздуху, а также продуктам горения.

Направить огонь к верхней части ангара помогает установка по обеим сторонам ферм перекрытия специальных "экранов" из негорючего материала, которые должны препятствовать распространению огня вширь в верхней части ангара, эффективно локализуя его.

Опыт показывает, что, к сожалению, любой более или менее крупный или длительный пожар на заводе, в мастерской, в складе и в любом другом сооружении металлической конструкции приводит к обвалу, то есть к уничтожению здания и всего находящегося в нем имущества.

Часто считают, что "прочные" конструкции с железным каркасом являются более огнестойкими, но такое мнение ошибочно. Достаточно увидеть, в каком состоянии находится конструкция после крупного пожара, чтобы убедиться в том, что незащищенная конструкция из металла имеет совершенно недостаточную пожароустойчивость. Поэтому, если хотят уберечь здания с металлической конструкцией от полного или частичного обвала, необходимо их эффективно защищать.

в) Защита зданий металлической конструкции, их испытания в пожарном отношении

Исключительная простота и быстрота строительства зданий металлической конструкции привели к тому, что число и размеры таких зданий за последние 30 лет значительно увеличились.

Идет ли речь о сооружениях с частично металлической конструкцией стен и каркасом крыши без защитного покрытия или о чисто металлических ангарах с ложными балками; эти сооружения, когда они используются для хранения горючих веществ, могут быть уничтожены частично, а зачастую и целиком, если внутри них или в массе находящегося в них имущества возникнет продолжительный пожар больших размеров.

Как это ни парадоксально, металлические сооружения и ангары во много раз более уязвимы, для огня, чем такие же сооружения из дерева. В самом деле, в случае загорания деревянных сооружений ущерб, причиненный пожаром, носит ограниченный характер. Иногда он бывает и довольно значительным, но обычно лишь в той части здания, которая непосредственно подвергалась действию огня.

Напротив, когда пожар возникает в сооружении, выполненном целиком из металла или с металлической арматурой, действие пожара не ограничивается зоной огня, но иногда сказывается и на значительных расстояниях от нее.

Обычно наблюдается следующая картина. В зоне пожара и над ней металлический каркас быстро теряет свою механическую прочность. Под действием тепла при температурах выше 500° С сначала тонкие, а затем и толстые железные балки начинают удлиняться и под действием собственного веса начинают сильно прогибаться.

Вся конструкция быстро оседает, и спустя 10—15 минут после начала пожара, конечно, если он будет достаточно сильным, обваливается вся конструкция.

Более того, это "оседание" конструкции передается в продольном и поперечном направлениях всему остову, который выводится из равновесия и также обваливается, увлекая за собой стены, с которыми он- прочно скреплен. Этим объясняется также, почему стены почти всегда, за редким исключением, обваливаются внутрь сооружения.

Способ Анэти (запатентован) обеспечивает в течение получаса защиту, эффективность которой гарантирует конструкцию по крайней мере в течение этого времени от опасности деформации. Оригинальность этого способа и одновременно причина его чрезвычайной эффективности заключаются в создании вокруг защищаемой части конструкции воздушного слоя, изолирующего материал от воздействия пламени. Применение этого способа предохраняет металлические конструкции от обвала в первые 12 минут после начала -пожара.

Ниже приводятся весьма убедительные данные испытаний, проведенных на аэродроме Орли в условиях, по крайней мере равных по трудности условиям пожара.

Результаты этих испытаний достаточно обнадеживающие. Прежде всего они показывают — это было известно и ранее, — что в области профилактики самые простые меры, при условии, конечно, что они разумны, являются часто самыми эффективными.

Они доказывают далее, что в области противопожарной защиты еще не все сделано, и замечательные результаты, достигаемые с помощью способа Анэти, должны вдохновить исследователей и техников, которые частично склонны считать, что вершины уже везде достигнуты и ничего больше нельзя усовершенствовать.

 

1. Цель испытаний

Цель испытаний — определить, в каких условиях металлическая конструкция с защитным слоем может сопротивляться в механическом отношении действию пожара.

Как указывалось выше, способ защиты состоит в создании вокруг каждой балки конструкции изолирующего воздушного слоя. Этот слой ограничивается с одной стороны внешней поверхностью защищаемых материалов, а с другой —слоем джутовой (А также любой другой текстильной с соответствующей шириной петли) ткани, которым покрывается балка по всей своей длине.

Перед обматыванием ткань пропитывается огнестойким составом, а после — покрывается достаточно толстым изолирующим огнеупорным слоем.

Р и с. 24. Способ защиты металлических деталей от огня посредством воздушной прослойки.

 

Для балок большого сечения изолирующий эффект может быть увеличен путем прокладки вдоль ее граней небольших деревянных брусков, устраняющих возможность соприкосновения обмоточной ткани с защищаемой частью конструкции.

Для деталей круглого сечения, например труб, изолирующий эффект можно увеличить с помощью спиральной намотки шнура или троса (веревки) достаточного сечения.

 

2. Условия испытаний

Конструкция была целиком помещена в огнестойкое помещение (смотри схему). Она состояла из двух ферм длиной 4 м (из углового железа 30X30), соединенных между собой деталями также из углового железа.

Вся система была закреплена на полу с помощью алебастра, чтобы можно было измерять расширение. Четыре железнодорожных рельса длиной по 3 м представляли нагрузку перекрытия и возможную перегрузку.

Очагом огня были 1000 кг досок и железнодорожных шпал, сложенных в виде костра под фермами испытуемой системы. Костер был подожжен с помощью 5 л газойля.

Зарегистрированные температуры достигали 750—800° (см. рис. 26).

Рис. 25. План и вертикальный разрез помещения, в котором производились испытания Масштаб 13 : 1000.

Рис. 26. График изменения температуры внутри помещения.

 

3. Результат испытаний

По истечении 30 минут не было отмечено никакой видимой деформации (изгиба или искривления); по крайней мере, ее нельзя было обнаружить без помощи инструментов. Испытание могло бы быть продолжено в тех же условиях в течение более или менее длительного времени до появления значительной деформации. Однако по просьбе одного из сотрудников огонь был потушен с помощью пожарных стволов (кстати сказать, имевший место срыв защитного слоя объясняется действием этих стволов).

Следует также отметить, что испытания проводились в условиях, строго соответствующих реальным (если не в более суровых).

В самом деле, исключительно редко случается так, что металлическая конструкция перекрытия оказывается в самом центре очага пожара. Обычно горючее, расположенное на полу или несколько выше, все же находится на значительном расстоянии от перекрытия.

Следовательно, если во время испытания макет в течение получаса не получил никакой видимой деформации, можно считать, что испытывавшаяея защита является абсолютно эффективной, по крайней мере в течение такого же времени (то есть получаса).

По истечении этого срока пожар в большинстве случаев будет или полностью ликвидирован или частично потушен. Если же конструкция не подверглась деформации спустя 30 минут после начала пожара, можно считать почти наверняка, что она не деформируется и в дальнейшем (по крайней мере, если не произойдет внезапного' усиления пожара) .

Все это говорит о неоспоримых выгодах рассматриваемого способа защиты металлических конструкций с боль-• шими пролетами, применяемых в ангарах, залах и подобных им сооружениях. Но этот способ может применяться для защиты не только металлических, но и деревянных и даже железобетонных конструкций.

Возможны также и другие способы, не требующие покрытия защитным слоем всех брусков (балок или частей) конструкции. Можно легко создать для каждой фермы сооружения более быструю и дешевую, но почти столь же эффективную систему защиты.

 

II. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА САМОЛЁТАХ

а) Действия пожарной охраны на аэродромах