Изолирующие ручки и краны-гашетки

1. Изолирующая ручка. Все переносные и передвижные аппараты снабжаются изолирующей ручкой, изготовляемой из дерева, каучука, эбонита или другого подходящего материала.

Эта ручка находится между гибким шлангом и раструбом-снегообразователем и служит для того, чтобы не прикасаться руками к металлическим частям, которые вследствие расширения углекислоты охлаждаются настолько, что могут вызвать обморожения кожи.

2. Кран-гашетка. Все переносные и передвижные аппараты снабжаются краном-гашеткой, который представляет собой часть изолирующей ручки, и поэтому вся эта деталь обычно называется ручкой-гашеткой.

Кран-гашетка позволяет остановить непрерывную подачу углекислоты и управлять ее потоком по желанию. Для открытия крана надо нажать на ручку; перекрытие происходит автоматически силой пружины при отпускании ручки.

После применения огнетушителя необходимо закрыть кран (вентиль-запор) баллона и, если необходимо, прочистить систему подачи углекислоты под давлением, нажимая для этого на ручку-гашетку.

6. Раструбы-снегообразователи

Раструбы имеют переменное, увеличивающееся сечение (круглое или овальное) и обеспечивают выход расширяющейся углекислоты. Они делаются из листового железа или материалов, не проводящих электрический ток. В настоящее время большинство портативных огнетушителей (от 2 до 6 кг) имеют раструбы из изолирующей пластмассы. Раструбы огнетушителей, предназначенных для тушения пожаров электрических установок (например, трансформаторов) обязательно должны быть из диэлектрического материала.

У ручных огнетушителей (с зарядом 1—2 кг СО2), которым не нужны гибкие шланги, раструб присоединяется непосредственно к крану (к вентилю-запору).

7. Этикетки с указанием веса

Так как единственным средством контроля заряда углекислотных огнетушителей является взвешивание, то данные, наносимые на баллоны, дополняются этикетками с указанием веса. Эти этикетки чаще всего помещаются в слюдяную оболочку и прикрепляются цепочкой к огнетушителям.

Указания веса на этикетке могут быть двоякого рода:

а) "с принадлежностями"; это значит, что аппарат был взвешен в походном положении и указанный на этикетке вес является общим весом огнетушителя (баллона с краном и всех деталей, служащих для выбрасывания углекислоты и переноски аппарата);

б) "без принадлежностей"; такие этикетки прикрепляются к баллонам, посылаемым на завод для перезарядки, без дополнительных принадлежностей; баллон возвращается к потребителю, и указанный на этикетке вес означает вес заряженного баллона с краном.

Этикетки с указанием веса — это практическое средство контроля; они позволяют записывать в хронологическом порядке даты проверки и установленный вес. К сожалению, этикетки часто отрываются от огнетушителей и теряются. В таких случаях приходится обращаться к данным, имеющимся на баллонах.

в) Проверка и уход

 

1. Первоначальные меры предосторожности

Перед любой операцией по уходу за огнетушителем необходимо, прежде всего, обезопасить себя от случайного открывания крана баллона (даже считающегося незаряженным).

Для этого необходимо:

на портативных аппаратах закрепить (чекой) рычаги или гашетки;

на перевозимых аппаратах вставить, если имеется, предохранительный штифт;

закрыть предохранительный крючок или закрепить кулачковый рычаг и снять рукоятку управления.

После этого у передвижных аппаратов можно без опасения снимать коллектор, шланги, раструбы и баллоны.

Никогда не следует снимать сами краны (вентили-запоры) .

 

2. Проверка веса углекислоты

Могут представиться три разных случая: 1-й случай: этикетка с указанием веса имеется и содержит пометку "с принадлежностями". В этом случае

необходимо:

1) взвесить весь аппарат;

2) сравнить полученный вес с весом, указанным на этикетке;

3) произвести разборку аппарата для раздельного взвешивания частей.

2-й случай: этикетка с указанием веса имеется и содержит пометку "без принадлежностей". В этом случае необходимо:

1) произвести разборку аппарата;

2) взвесить баллон (или баллоны) с краном (вентилем-запором) ;

3) сравнить полученный вес с весом, указанным на этикетке;

4) произвести раздельное взвешивание демонтированных частей огнетушителя.

3-й случай: этикетка с указанием веса потеряна.

Тогда необходимо:

1) разобрать аппарат;

2) определить по данным, указанным на баллоне, вес баллона в походном положении. Для этого следует сложить вес, указанный следом за буквами ТА, SP или HSP (баллоны без сифонных трубок), или вес, указанный после букв АР или APS (баллоны с сифонными трубками), с весом, обозначенным после букв СН или СМ;

3) взвесить баллон с краном (вентилем-запором);

4) сравнить вес, полученный при взвешивании с весом, полученным расчетным путем, как указано выше;

5) произвести взвешивание снятых частей.

Если разница в весе незначительна (до 15% от веса углекислоты), то в 1-м и 2-м случаях на этикетке ставится дата проверки и установленный вес. В 3-м случае огнетушитель надо снабдить этикеткой с указанием даты проверки и установленного проверкой веса.

 

3. Разница в весе

Могут быть два случая:

1-й случай: разница составляет 15—4О% от нормального заряда углекислоты.

Если пломба заряда сорвана, можно предположить, что огнетушитель находился в действии, однако для того чтобы окончательно убедиться в этом, следует произвести проверку одним из нижеследующих способов:

а) Если огнетушитель действительно находился в действии, то этим и объясняется уменьшение его веса. При незначительной потере веса нужно произвести общий осмотр огнетушителя и оставить его в эксплуатации.

б) Если огнетушитель не находился в действии (или если пломба не сорвана), уменьшение веса объясняется недостаточной герметичностью вентиля. В этом случае баллон (с вентилем) надо отправить на завод для проверки и перезарядки. Снятые части (не отправляемые на завод) также надо проверить.

2-й случай: разница составляет более 40% от нормального заряда углекислоты.

В этом случае баллоны с вентилем отправляются на завод для проверки и перезарядки. Оставшиеся части, не отправляемые на завод, также необходимо проверить.

Важное замечание. Когда в результате взвешивания двухбаллонного заряженного аппарата со всеми его принадлежностями обнаруживается недостаток в весе по сравнению с указанным на этикетке, надо разобрать аппарат и взвесить каждый баллон отдельно. Сравнивая вес каждого баллона с указанным для него весом, можно выяснить, какой из них имеет неполный вес.

Если один баллон с недостаточным зарядом отсылается на завод, как было указано выше, второй может быть оставлен в эксплуатации. Для этого гибкий шланг надо присоединить непосредственно к его вентилю, минуя коллектор, а при наличии коллектора — закрыть заглушкой второй вход коллектора. Перед отправкой баллонов весь заряд из них должен быть слит.

 

4. Проверка и уход

1. Вентиль-запор. Как правило, в вентилях ничего не следует трогать. Исключением из этого правила являются вентили, которые после первого применения обычно должны быть заменены.

2. Коллектор. Проверяется на отсутствие погнутостей, правильность соединения и на удовлетворительное обеспечение одновременной работы от вентилей обоих баллонов.

3.Соединения. Проверить состояние резьбы, снять старые металлические прокладки и заменить их новыми. Проверить патрубки, к которым присоединяются гибкие шланги, на отсутствие трещин.

4. Гибкие шланги. Проверяются на отсутствие трещин и посторонних предметов внутри их полостей. Тщательно проверить шланги в местах соединений, где часто происходят разрывы вследствие резких сгибаний металлической оплетки при укладке шланга на аппарат.

5. Изолирующая ручка. Проверяется на отсутствие внутри посторонних предметов и отсутствие трещин (в деревянной или резиновой части).

6. Кран-гашетка. Проверяется на легкость действия и плотность закрывания. Если ручка крана не сразу возвращается в нормальное положение, надо сменить пружину.

7. Р а с т р у б ы - с н е г о о б р а з о в а т е л и. Проверяются на отсутствие внутри посторонних предметов, погнутостей и наличие поддерживающего крючка.

8. Тележки. Необходимо проверить их механическое состояние, смазать колеса, убедиться в наличии на месте "Инструкции по эксплуатации", проверить исправность устройства для крепления баллонов.

9. Баллоны. Произвести внешний осмотр. Если есть ржавчина, снять ее металлической щеткой или наждачной бумагой и покрасить поврежденные места белой краской. Заменить испорченные изображения, нанесенные методом декалькомании. (Способ изготовления изображений для маркировки промышленных изделий, аналогичный переносу детских "переводных картинок" на бумагу. — Прим. ред.)

 

5. Сборка

Выполнив в соответствии с данными выше указаниями осмотр и проверку всех частей аппарата, производят его сборку, заменяя при этом все старые металлизированные прокладки новыми.

Если это необходимо,. гибкий шланг складывается (без резких перегибов) и помещается в предназначенное для него отделение или закрепляется на опорах.

Раструб закрепляется на своем месте.

Вентиль пломбируется.

После этого весь аппарат устанавливается на свое место.

Примечание. У огнетушителей с зарядом 1 и 2 кг углекислоты надо проверить наличие и исправность крепления на стене.

На передвижных двухбаллонных аппаратах с зарядом углекислоты в 20 или 30 кг установка баллонов на тележке должна обеспечивать легкое и правильное присоединение коллекторного устройства.

6. Проверка давления и общие рекомендации

Если взвешивание и общая проверка показали хорошее состояние аппарата, то проводить его испытание в действии не рекомендуется.

Лицам, отвечающим за эксплуатацию, рекомендуется помещать огнетушители в местах, где они были бы защищены от различных внешних воздействий:

а) слишком высоких температур (вредно для углекислоты);

б) влаги и других вызывающих коррозию факторов (заедание кранов и вентилей);

в) слишком густой пыли (забивание отверстий);

г) ударов и сотрясений;

д) непогоды.