Органы ОДКБ
Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.
Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. «Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности).[12] На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений. Возможности Договора были задействованы осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центрально-азиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.
С 2003г. ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции "Канал" с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории. На заседании Совета министров иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (СМИД ОДКБ) в Бишкеке 19 ноября 2003 г. было одобрено "Заявление государств-членов ОДКБ по Афганистану". 23 июня 2005 г. Совет коллективной безопасности в Москве принял постановление "О реализации Плана мероприятий по координации деятельности государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана и мерах по совершенствованию этой работы". 30 ноября 2005г. СМИД ОДКБ сформировал Рабочую группу по Афганистану. 18 января 2006 года она провела первое заседание. Основные направления деятельности Рабочей группы сконцентрировались на выработке рекомендаций относительно мероприятий по борьбе с наркоугрозой и по содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане, а также в сфере экономического сотрудничества.[13]
Основные направления деятельности Рабочей группы будут сконцентрированы на выработке рекомендаций по противодействию наркотрафику, содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане и оказанию помощи Республике Таджикистан в охране границы с Афганистаном.[14]
Сотрудничество России в военной области на постсоветском пространстве.
С момента распада СССР сотрудничество в военной области стран – членов Содружество независимых государств не прекращалось. В какие то годы оно было более тесным, в какие то годы менее, но решение проблем связанных с наследием военной мощи бывшей советской империи и будущем сохранится как под влиянием фактора создания антитеррористической коалиции и борьбы с международным терроризмом, так и помимо него. Одной из главных причин сохранения тесного военно-технического сотрудничества между странами СНГ связанны с проблемами становления государственности и поддержания боевой готовности своих вооруженных сил.. Естественно, что соседи, какими являются страны СНГ стараются обеспечить себе дополнительные гарантии военной безопасности .В производстве военной техники в СССР участвовали около 7000 предприятий, около 1000[i] из них находились вне границ РСФСР. Современной России, таким образом, досталось около 80% производственных мощностей ВПК Союза. Но уровень специализации был настолько велик, что и сейчас около половины позиций, включенных в государственный оборонный заказ России, производится с участием предприятий СНГ. Оставшиеся горы оружия и военно-промышленный потенциал продолжают быть важным фактором и европейской и трансатлантической политики в области безопасности. К началу 2006 года, по словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева Россия ведет переговоры по развитию ВТС более чем с 20 странами мира и поддерживает отношения в этой сфере более чем с 82 странами.
Военно-техническое сотрудничество России со странами СНГ.
Особенностью сотрудничества России в военно-технической области со странами СНГ является отношения крупной страны, которой является Россия с небольшими государствами (за исключением Украины, которая также является крупным игроком в региональной и мировой политике). В свою очередь малые государства, не ставя для себя амбициозные планы и не теряя лица, также используют значительные выгоды из этой ситуации. Это позволяет им концентрировать усилия на узких направлениях и использовать различную тактику и в переговорном процессе и в практической деятельности и выгодно обменивать свою «приверженность военно-техническому сотрудничеству с Россией» на конкретные экономические и политические уступки. Примером тому экономические уступки Белоруссии в поставках энергоносителей или политическая поддержка Узбекистана после Андижанских событий. Либо увеличение цены за поставку дешевых энергоносителей тем странам СНГ, кто недружественно настроен к Москве, как это произошло в 2006 году с Грузией, Украиной и Молдовой.
Полностью отказаться от кооперации невозможно по экономическим показателям. Примером тому использование станций предупреждения о ракетном нападении (СПНР) в интересах российской ПРО находящихся на территории Казахстана, Азербайджана, Белоруссии, Украины., Узбекистана. Или использование космодрома Байконур, находящегося на территории Казахстана, или авторский надзор за техническим состоянием баллистических ракет шахтного базирования стратегических ядерных сил (СЯС) России украинскими специалистами из Днепропетровска. Но и у стран СНГ примерно такая - же заинтересованность, ведь большая часть конечной военной продукции производится в России. Поскольку альтернативы российской боевой технике на постсоветском пространстве нет, реально военно – техническое сотрудничество выливается в поставках запасных частей , подготовке специалистов , поставке отдельных образцов техники управления войсками на различной экономической основе –по бартеру, со скидками или бесплатно. Не логично совместно производить военную продукции и одновременно соперничать в военной области. Понимание этого фактора продемонстрировали в начале 21 века Белоруссия, Армения, Узбекистан, Украина, подписав ряд соглашений в кооперации по производству новейших вооружений. Однако это не исключает соперничества в торговле вооружением с третьими странами, что и реально происходит у России с Белоруссией, Украиной, Арменией.
Россией активно участвует в создании единой с Белоруссия системы ПВО. ВВС Так в Белоруссию в 2006 году будут поставлены на перевооружение 115 зенитно- ракетной бригады зенитно – ракетные системы С -300ПС, которые заменят морально устаревшие С-125.. На Западном и Северо – Западном направлениях Белоруссии действуют оперативно – тактические командования ВВС и ПВО, каждое из которых включает более пяти зенитно – ракетных и радиотехнических бригад , а также базы «Новым – старым» оружием белорусских войск ПВО являются аэростаты, которые используются для ведения глубинной разведки, как альтернатива натовским самолетам – разведчикам «Авакс». В совокупности это позволило значительно усилить Объединенную с Россией систему ПВО, созданной после проведенного анализа действий НАТО в Югославии. Если говорить об объединенной системе ПВО СНГ, то сегодня это 19 истребительных авиаполков (из них -11 российских). 22 радиотехнические части (9 российских), 2 части радиоэлектронной борьбы (российские), 4 бригады ПВО (все из состава Вооруженных сил Казахстана). На вооружении ракетчиков - зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-200 и С-300 нескольких модификаций. Истребительная авиация вооружена самолетами Миг-21, Миг-29, Миг-31, и Су-27.
. В рамках военно-технического сотрудничества на территории Белоруссии располагается отдельный радиотехнический узел и РЛС Волга в районе Барановичи и Узел связи ВМФ в Вилейке, которые обеспечивают деятельность ПРО Росиии и управления частями военно – морского флота
В отношениях, например с Азербайджаном главное для России на несколько ближайших лет сохранения контроля за Габалинской РЛС, которая вступила в строй только в 1985 году. И ее значение для России резко возросло, как и значение других станций находящихся вне территории России с конца 2001 года, когда США официально объявили о выходе из Договора по противоракетной обороне 1972 года. России успешно удалось использовать улучшение отношений с Азербайджаном и убедить Азербайджанскую сторону в 2002 подписать соглашение «О статусе и условиях содержания центра в Габале». Правда, это обошлось России в 70 миллионов долларов за десять лет аренды. Кроме того, по договоренности с Азербайджаном РЛС системы Дарьял в Габале 90% времени работает в пассивном, не излучающем режиме, поэтому контроль за этой частью космического пространства недостаточен.
Среди государств Южного Кавказа наиболее тесные отношения складываются у России с Арменией. Не только потому, что эта одна из наиболее моноэтнических христианских стран мира, но и потому, что занимает возможный перекресток газо и нефтепроводов с бассейна Каспия к потребителям, но и потому, что после окончания вывода из Грузии двух оставшихся баз, останется единственной страной, где возможно размещение Группы российских войск в Закавказье. Хотя проблемы исторической памяти и территориальные споры будут еще долго будут портить отношения Армении с Турцией и Азербайджаном, с Россией она намеренна и вынуждена развивать в приоритетном плане экономические отношения. А подписанная 26 сентября 2000 года «Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в 21 век» задал новый стимул для двусторонних отношений.- и по словам российского Президента «Вся наша политика в регионе будет направлена на то, чтобы обеспечить надежную оборону Армении».
В соответствии с соглашением, подписанным 16 марта 2000 года между Россией и Арменией, к совместному дежурству по противовоздушной обороне приступили силы и средства ПВО армянской национальной армии и дислоцированные на территории республики российские 988-й зенитно-ракетный полк и 426-я авиагруппа.
Как пояснили в штабе, 426-я авиагруппа заступила на боевое дежурство, а 988-й зенитно-ра-кетный полк - на опытно-боевое дежурство, в ходе которого предстоит отработать механизм управления и взаимодействия между российскими и армянскими подразделениями. По графику, утвержденному командующим войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) и командующим ГРВЗ, в зенитно-ракетном полку дежурство попеременно будут нести батареи зенитных ракетных комплексов С-ЗООВ и "Куб-МЗ", а в авиагруппе - пара истребителей МиГ-29.
Управление армянскими и российскими силами и средствами ПВО и авиации осуществляется с Объединенного командного пункта (ОКП) ПВО и авиации вооруженных сил Армении, где будет размещаться оперативная группа 102-й российской военной базы.
ОКП ПВО также осуществляет взаимодействие с пунктами управления ПВО и авиации других государств - участников СНГ, входящих в состав Объединенной системы ПВО. При этом действия российской оперативной группы на ОКП ПВО Армении при применении российских средств ПВО и авиации на армянской территории должны согласовываться с армянской стороной и не выходить за рамки обязательств России и Армении, вытекающих из международных договоров, участниками которых являются обе страны. Право принятия решения на открытие огня российскими средствами ПВО и авиацией в случаях, не терпящих отлагательства, дано командующему войсками СКВО или лицу, его замещающему.
Переход 988-го полка с опытно-боевого на боевое дежурство запланирован на 1 сентября. По данным штаба ГРВЗ, только мероприятия по подготовке полка к боевому дежурству (оборудование стартовых позиций, заглубленного командного пункта, прокладка линий связи и т.д.) обошлась почти в 600 тысяч рублей. В летнее время ежемесячные расходы на топливо составят 483,8 тысяч рублей, в зимнее время - почти 630 тысяч. Боевое дежурство 426-й авиагруппы обходится несколько дешевле.
С армянской стороны в несении совместного дежурства по противовоздушной обороне участвуют зенитно-ракетные части, вооруженные комплексами С-75 и С-125, радиолокационные части и армейская авиация вооруженных сил Армении. По словам начальника главного штаба - первого заместителя министра обороны Армении генерал-лейтенанта Михаила Арутюняна, "при ухудшении ситуации в регионе, возрастании внешней угрозы эти средства планируется усилить за счет авиаци-онно-космических компонентов ПВО России и развертывания дополнительных сил и средств армянских вооруженных сил".
По словам Главкома ВВС и ПВО России, совместная охрана воздушного пространства Армении - практическая реализация соглашения об объединенной системе ПВО стран Содружества. Охрана в Армении должна осуществляться по линии бывшей границы Советского Союза с Турцией и Ираном. Однако с учетом того, что Турция входит в блок НАТО, это направление считается приоритетным. Войска ПВО двух стран переведены на режим боевой тревоги и начали работать по схеме обороны бывшего СССР, что означает совместный контроль воздушного пространства на южном направлении , с использованием боевой авиации и зенитных частей. В сущности, отрабатывается антинатовский (антитурецкий), а не антииранский вариант военного сотрудничества.
С Казахстаном Россия взаимодействует по различным направлениям. Это происходит не только в двустороннем формате, но и рамках СНГ, ШОС, ЕвразЭс, Антитеррористического центра СНГ, ОДКБ. В рамках последнего достигнуты в 2004 году договоренности в соответствии, с которыми, Казахстан, наравне с другими членами организации имеет право закупать в России вооружение и военную технику по льготным ценам. В январе того же года Россия и Казахстан подписали соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения безопасности двух стран. Тогда же Казахстан ратифицировал межправительственное соглашение с РФ о порядке предоставления полигонов для проведения боевых стрельб ВВС обоих стран. Россия неоднократно выражала готовность оказать помощь в строительстве казахстанского флота, в том числе и береговой инфраструктуры. Военно-техническое сотрудничество с Россией является и для Казахстана приоритетном потому, что вооружение в основном советского и российского производства. Поэтому на сегодняшний день в 43 российских военных ВВУЗах обучается около 800 казахстанских военнослужащих. За последнее десятилетние в них пошли обучение около 15000 военнослужащих Казахстана, что составляет около трети всех военнослужащих стран СНГ, обучающихся в России. Кроме того, с 1995 года между Россией и Казахстаном действует договор о совместных усилиях в охране внешних границ.
Немаловажную роль в развитии вооруженных сил Казахстана играют контакты с Китаем и США. Объем американской военной помощи превысил 10млн.доллларов. В ближайшие годы на льготных условиях ВС Казахстана получат четыре вертолета «Нuey 2», самолет С-130 «Геркулес», на строительство военных объектов выделяется около 3 млн. долларов, на обучение казахстанских военных выделятся на год более 113 тысяч долларов.
За последние шесть лет Китай оказал безвозмездную помощь ВС Казахстана на сумму около 30 млн. китайских юаней, поставив аппаратуру, средства связи, оргтехнику для лингвистического центра ВС Казахстана. В прошлом году казахстанская армия получила 40 джипов «Чароки», 30 электростанций. Ежегодно подписываются соглашения о предоставлении безвозмездной помощи на сумму 8-10 мдн. Китайских юаней. Успешно осуществляется программы обучения казахстанских военнослужащих в военных вузвах Китая. Уже прпошли обучение 11 военнослужащих – от высшего звена до младших офицеров, и столько – же обучается в военных вузах НОАК.
Таджикистан. По оценкам многих экспертов союзнические отношения с Таджикистаном имеют наиболее длительные и доверительные отношения. Связано с тем, что с начала 90 Россия приняла все меры для локализации гражданской войны, при участии России была создана преграда для вмешательстве извне. Именно наличие на территории страны российских войск, единственной организованной силы способной защитить от внешней и внутренней угрозы Таджикистан прекратило гражданскую войну. Эти все и усилия объективно сыграли на руку Эмомали Рахмонову, который не смог бы возглавить Таджикистан без российской военной помощи. До начала 2000 годов России постепенно удалось перевести взаимодействие из чисто военной сферы в сферу борьбы с терроризмом и противодействию преступности. Именно в данной сфере сотрудничества заинтересована Россия, поскольку в качестве платы получает от ряда стран поддержку идеи сотрудничества в военной сфере, а также возможность размещения своих войск или использовать в своих интересах военную инфраструктуру. Правда Россия «сменила вывеску» и 201 дивизия сейчас именуется как военная база. В 2000 году она усиленна за счет специальный частей по борьбе с терроризмом, в рамках заключенного соглашения о создании совместного Антитеррористического центра. При подготовке американцами операции по свержению власти талибов осенью 2001 года Москва транспортными самолетами доставляла оружие и снаряжение в Душанбе или Курган –Тюбе, а оттуда в Афганистан С помощью России Таджикистан проводил военную реформу и сейчас ВС республики состоят из четырех видов: сухопутные войска. Войска ПВО, военно –воздушные силы и с 2003 года мобильные войска. Из состава мобильных войск три батальона входят в состав КСБР Центрально –Азиатского региона коллективной безопасности В рамках военно – технического сотрудничества с помощью российской стороны восстанавливается и модернизируется техника, по льготному режиму поставляется техника и производится обучение таджикских военнослужащих в российских ВУЗа. Часть преподавателей Военного института министерства обороны Таджикистана являются российскими специалистами. На территории Таджикистана Россия арендует оптикоэлектронный узел «Нурек». Спроектированный в 1979 году на Красногорском механическом заводе до момента распада СССР он не был введен в эксплуатацию. С 1992по 19994 год работы на комплексе были прекращены и только в 1999 году узел приступил к опытному дежурству, а с 2002 года поставлен на опытно – боевое дежурство. С октября 2004 года «Нурек» в обмен за долги (242,5 млн долларов) передан в бессрочную аренду за символическую плату.
Вотношениях сКиргизией России приходится учитывать отношения Бишкека в военно-техническом отношении с другими странами.