I. ПОМЕЩЕНИЯ

Аэродромная пожарно-спасательная служба должна раз­мещаться в таком месте, чтобы машины могли быстро до­стигнуть любой взлетно-посадочной полосы, а также любого места аэродрома и его окрестностей.

Целесообразность размещения ее поблизости от команд­но-диспетчерской вышки или от аэровокзала зависит от ме­стных условий.

Как правило, служба должна размещаться так, чтобы с наблюдательной вышки можно было вести наблюдение за всеми используемыми взлетно-посадочными полосами и под­ходами к ним.

Помещения службы должны быть приспособлены для совместного и длительного пребывания в них личного со­става. Поэтому в них должны иметься умывальники, душе­вые, уборные, столовые и если не спальни, то по крайней мере помещения для отдыха той части личного состава, ко­торая не входит в расчет машины первой помощи.

Необходимо иметь также помещение для проведения за­нятий по теоретической подготовке и изучению некоторых специальных предметов (радио, сигнализация и т. п.).

Что касается помещений для пожарно-технического во­оружения, то они должны быть светлыми и достаточно про­сторными не только для того, чтобы можно было легко об­служивать машины, но и для того, чтобы можно было про­водить подготовку личного состава в помещениях в холод­ное время.

На самом деле, слишком часто ссылаясь на опасность вы­вода на учения машин при большом морозе, их оставляют в тесных помещениях, где невозможно тренировать личный со­став. Таким образом, в течение одного—двух месяцев в году подготовка почти полностью приостанавливается, а личный состав и машины выезжают лишь на боевые операции, кото­рые, учитывая отсутствие регулярной подготовки, не всегда проводятся с максимальной эффективностью.

Наличие же просторных, светлых и отапливаемых поме­щений позволяет сохранить при любой погоде нормальный темп подготовки и тренировки личного состава,

Рис 1. Катастрофа в Нортолте (Англия) в декабре 1946 г.

Этот фотоснимок подтверждает, что опасность падения самолетов в окрест­ностях аэродромов вполне реальна. Загорание здания было быстро ликви­дировано национальной пожарной службой. То, что самолет не загорелся, объясняется, видимо, следующим: пилот, когда понял, что самолет падает, выключил подачу горючего. Горючее, оставшееся в баках, было слито пер­соналом ВВС Англии, прежде чем стали перемещать самолет.

Рис. 2. Вот к чему приводит неосторожность при заправке самолетов горючим. В данном случае имело место серьезное нарушение правил со стороны водителя бензозаправщика во время заправки

Рис. 3. Часто возникают бесконечные споры относи­тельно эффективности различных огнегасительных ве­ществ. Однако только опыт, проводимый в условиях, воз­можно более приближенных к реальным, позволяет ре­шить этот вопрос.

На фотографии показан макет крыла, изготовленный службой материально-технического обеспечения ВВС. В этом крыле под­жигают топливо (бензин, керосин), которое потом стараются по­тушить в минимальное время. Топливо стекает под действием силы тяжести в макет крыла, где оно воспламеняется. После 1 мин. горения начинается тушение. При этом измеряется время, потребовавшееся для тушения, и количество израсходованного огнегасительного вещества. Огнегасительное вещество, для кото­рого произведение—время X количество вещества будет наимень­шим, считается наиболее эффективным. (Этот макет крыла мо­жет быть использован для целей подготовки личного состава пожарной охраны.)

 

Гаражи должны быть оборудованы для исключительно быстрого выезда. Машина первой помощи должна выезжать не позднее чем через 15 секунд после подачи сигнала тре­вога. Больший срок может быть допустимым для обычной пожарной команды, но не для пожарно-спасательной команды аэродрома.

Важным элементом, от которого зависит возможность быстрого выезда машин, являются автоматически открываю­щиеся ворота гаражей.

Очень часто интересные по своему замыслу автомати­ческие системы оказываются неудовлетворительными в экс­плуатации или из-за сложности или непрочности системы открывания и закрывания или из-за плохого действия в не­которых условиях.

Рис. 4. Схема автоматически открывающихся ворот гаража.

Так, например, ворота с электрическим приводом могут отказать вследствие неисправности электрической сети или моторов; ворота навесного типа могут не открыться при силь­ном встречном ветре, дующем в направлении, противопо­ложном тому, в котором открываются ворота.

Чтобы устранить эти недостатки, была разработана си­стема с механическим приводом (см. схему на рис, 4). Пре­имуществами предлагаемой системы являются большая простота (отсутствие механических частей и моторов), на­дежность в эксплуатации и невысокая себестоимость. Такая система может быть использована во всех случаях, когда глубина помещения (стоянки или гаража) превышает вы­соту, необходимую для выезда машин.