III. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

а) Комплектование

Для того чтобы быстро создать эффективно действую­щую аварийно-спасательную службу, ее надо укомплекто­вать молодыми людьми, уже служившими в профессио­нальных пожарных командах (гражданских или военных). В этом случае не потребуется проводить основную пожар­ную подготовку личного состава. Нужно будет лишь "при­способить" имеющиеся знания в области борьбы с огнем к тем особым условиям и особой пожароопасности, которые свойственны аэропортам.

Совершенно очевидно, что эффективность пожарно-спа­сательной службы намного уменьшится, если она будет укомплектована людьми, не имеющими необходимого опыта и никакого понятия о борьбе с огнем. В этом случае

необходимо хотя бы руководящий состав службы набирать из числа лиц, служивших в профессиональных пожарно-спасательных командах (военных или гражданских).

б) Подготовка личного состава

Приводимая ниже программа подготовки предназначена главным образом для личного состава пожарно-спасатель­ных служб аэропортов.

Эта подготовка должна быть регулярной и непрерыв­ной. Перерывы в подготовке могут допускаться лишь из-за неблагоприятных атмосферных условий (например, мо­роза), которые могут отрицательно влиять на готовность материальной части к боевому использованию. Таким обра­зом, можно будет сравнительно легко создать спасательные команды, состоящие из молодых, смелых и решительных людей, занимающихся систематической серьезной трени­ровкой.

Регулярная подготовка и тренировка тем более необхо­димы, что частота боевых выездов чрезвычайно различна; за периодами интенсивной деятельности могут следовать периоды затишья, в течение которых бдительность может ослабнуть. Вот почему необходимо держать личный состав в состоянии постоянной готовности.

Программа должна рассчитываться приблизительно на 20 занятий, проводимых с учетом возможности перерывов по разным причинам приблизительно в течение месяца, Этот период является достаточно длительным. В случае его сокращения пришлось бы изучать слишком много тем в ог­раниченное время, а в случае увеличения, у личного состава были бы слишком длительные перерывы в теоретическом и практическом изучении различных тем программы.

Каждое занятие должно состоять из следующих частей: первая часть — физическая подготовка (в пределах 20— 30 минут), вторая — теоретическая подготовка и третья — практическая подготовка (вторая и третья части — по од­ному часу).

Занятия должны проводиться каждый день (даже в воскресенье, которое считается обычным днем, потому что аэропорт работает в воскресенье так же, как и в другие дни).

 

1. Физическая подготовка

Цель этой подготовки состоит в том, чтобы поддержи­вать личный состав в удовлетворительном физическом состоянии и готовить его к физическим напряжениям, кото­рые могут встретиться при выполнении служебных обязанностей.

Отсюда видно, что речь идет о сугубо профессиональ­ной подготовке, а не о подготовке с целью достижения спортивных результатов. Об этом никогда не следует забы­вать при выборе упражнений, которые должны являться средством к достижению цели, а не самоцелью.

Не надо стремиться ни к эффекту, ни к достижению высоких показателей. Однако весь личный состав должен добиться следующих результатов:

прыжок в высоту — 120 см;

прыжки в длину — 4 м;

прыжок с высоты — 4 м (с приземлением на мягкий грунт);

бег— 10 мин в спортивном стиле;

лазание по гладкому канату с помощью рук и ног — 10 м (от пола);

поднятие и переноска тяжестей: поднять манекен весом 80 кг и перенести его на 100 м по ровной местности (способ переноски — произвольный);

равновесие: пройти стоя по горизонтальной балке шири­ной 30 см, расположенной на высоте 4 м.

Для сравнения приводим нормативы требований, предъ­являемых министерством национальной обороны к канди­датам на должность пожарного на аэродроме:

1-й класс—кандидаты в возрасте до 30 лет: бег на 100 м—15 сек; на 1000 м — 4 мин; прыжок в высоту — 115 см (3 попытки); лазание без помощи ног — 5 м.

2-й класс — кандидаты в возрасте 30 лет и выше: бег на 1000 м — 4 мин 10 сек; прыжки в высоту — 105 см (3 по­пытки) ; лазание без помощи ног — 4 м.

Выполнение указанных норм обязательно. Не выпол­нивший эти нормы кандидат не может быть принят на должность пожарного. Максимальное число очков — 300. Кандидат, набравший менее 180 очков, отстраняется.

Необходимость неослабного наблюдения за летным полем и невозможность удаляться от станции обусловли­вают характер занятий и ограничивают возможности их

проведения.

Вся подготовка должна происходить в непосредствен­ной близости от станции, что, кстати, позволяет использо­вать все оборудование станции (учебную вышку, снаряды для прыжков и т. п.),

Кроме бега, большим преимуществом которого является то, что он поддерживает в прекрасном состоянии дыхатель­ный аппарат, основными упражнениями должны быть прыжки (в том числе с высоты вниз), поднятие и пере­носка тяжестей и лазание.

Учитывая целенаправленный, утилитарный характер физической подготовки, само собой разумеется, что для этих различных упражнений должно использоваться по­жарно-техническое оснащение и вооружение (например, поднятие и переноска выдвижных и штурмовых лестниц, наиболее тяжелых и наименее удобных средств, которые наряду с канатами и шестами можно использовать также и для упражнений в лазании).

Во время занятий, а также в свободное время следует устраивать спортивные игры. Наиболее подходящей игрой считается волейбол: не требуется много места и сложного инвентаря, играть можно прямо около пожарного поста . (и даже в помещении, если позволяют его размеры).

Волейбол — интересная игра. Она требует некоторой ловкости и сыгранности, а когда игра идет в достаточно быстром темпе, она развивает рефлексы, особенно важные для лиц, нервная система которых, постоянно напряженная, должна быть в состоянии в любой момент управлять прекрасно натренированной мускулатурой.

 

2. Теоретическая подготовка

Цель—изучение личным составом особенностей пожа­ров на самолетах и правил пожарной безопасности в аэро­портах, для того чтобы действовать наилучшим образом в интересах безопасности как пассажиров, так и самого себя.

Основные элементы этой подготовки включают:

1) изучение процесса горения вообще;

2) изучение горения углеводородов (бензина, масла) и легковоспламеняющихся жидкостей, применяемых на само­летах (антиобледенительная жидкость, жидкость, приме­няемая в гидравлических системах, и т. п.);

3) изучение способов и средств тушения пожара: вода (компактной струей и в распыленном виде), химическая пена, воздушно-механическая пена, углекислота, четырех-хлористый углерод, бромметил и другие галоидированные углеводороды (фреоны и т. д.); инертные вещества (песок, порошки и т. п.);

4) изучение особенностей пожара на самолетах: особая опасность, влияние ветра, тактика тушения, техника туше­ния, условия спасания;

5) изучение причин пожаров; поршневые двигатели: распределительная система, питание, выхлоп, электрическое оборудование; пожарная опасность бензина (меры предосто­рожности во время заправки горючим); реактивные двига­тели (прямоточный, пульсирующий, турбореактивный); опас­ность и причины загораний (на земле, в воздухе);

6) изучение различных типов самолетов (особенно тех, которые обычно пользуются данным аэродромом): грузо­подъемность, назначение (туристические, транспортные, пас­сажирские, грузовые, военные и т. д.); общее устройство (конструкция, оборудование), различные виды пожарной опасности, размещение баков (топливных, масляных, с раз­личными воспламеняющимися жидкостями), расположение нормальных и запасных выходов, расположение на самоле­тах противопожарного (стационарного или переносного) оборудования, возможные места вскрытия фюзеляжа для спасания людей в случае аварии;

7) изучение средств обнаружения загораний и средств сигнализации;

8) связь с командно-диспетчерской вышкой, командова­нием аэропорта, телефонной станцией, внешними сред­ствами помощи (городской пожарной командой, полицией, скорой медицинской помощью и т. д.);

9) изучение инструкции на случай аварии: а) на терри­тории аэропорта, б) в непосредственной близости к аэро­порту (объявление тревоги, выезд на пожар, тушение, спа­сание, эвакуация раненых);

10) упражнения в установлении радиосвязи;

11) изучение характерных пунктов на аэродроме и под­ступах к нему (маршруты, опасность падения и аварий, правила поведения и т. п.);

12) помощь раненым, получившим ожоги или постра­давшим от удушья;

13) элементарные правила полетов над городами и на­селенными пунктами;

14) правила пользования взлетно-посадочными поло­сами, правила движения автомашин по летному полю;

15) стационарные и передвижные пожарно-спасатель­ные средства аэропорта;

16) уход за автомашинами;

17) уход за пожарно-техническим вооружением (пере­движные средства пожаротушения и основное вооружение), огнетушители (проверка и контроль, условия действия, уход, меры предосторожности во время хранения и приме­нения).

Теоретическая подготовка личного состава пожарной охраны аэропортов должна давать знания, обеспечивающие умение действовать в любых условиях. Эта подготовка должна обеспечить пожарным возможность познакомиться с жизнью различных служб аэропорта, понимать их рабо­чий язык и обычаи (это особенно касается метеослужбы и службы воздушного движения).

Поэтому, кроме получения чисто технических знаний, относящихся к пожаротушению и спасанию, личный состав должен будет изучить:

основные правила полетов над аэропортами (за­ход и посадка), обычные методы, применяющиеся при этом;

Q-код (в частности, необходимые выражения, при­меняющиеся при заходе, посадке и передвижении самолетов по взлетно-посадочным полосам и рулеж­ным дорожкам);

основы метеорологии (потолок, видимость) и ме­теорологичеокие условия работы аэропорта.

 

3. Практическая подготовка

Техническая подготовка:

аппараты и машины пожаротушения;

установки;

практическое применение ручных, передвижных и дру­гих огнетушителей;

подготовка водителей автотранспорта и радиоопера­торов.

Спасательные работы:

вскрытие обшивки (цель) и пользование инструментом (условия выполнения): специальные топоры, ломы, нож­ницы и т. п.; поиски и спасание людей (пассажиров и чле­нов экипажа); меры предосторожности;

вынос и транспортировка людей, меры предосторожно­сти в отношении раненых, обожженных, пострадавших от удушья и т. д.;

тренировка в переноске на носилках - на малые и боль­шие расстояния (Это упражнение предназначено для тренировки личного состава на случай переноски раненых, когда по условиям местности санитар­ные машины не могут подойти непосредственно к месту аварии.);

перемещение самолетов и крупных обломков; поднятие несущих плоскостей, винто-моторных групп и т. п.;

передвижка самолетов по ВПП;

применение воздушных шаров для подъема (меры пре­досторожности в отношении людей и техники);

вытаскивание и буксировка самолетов (использование кранов, тракторов, кабестанов и др.);

изучение приемов вязки узлов;

тушение огня (тактика применения средств);

влияние ветра (учитывается, начиная с определенной скорости);

применение различных огнегасительных средств и спосо­бов тушения (в зависимости от характера горящего веще­ства: бензин, керосин, масло, антиобледенительная жидкость, масло локхида и т. п.);

применение воды (компактной струей, в распыленном виде; тушение бензина);

применение пены: а) огнетушители ручные и возимые; б) лафетные и ручные стволы пожарных машин;

применение углекислоты (для тушения и спасания);

применение четыреххлористого углерода и бромметила (и других галоидированных углеводородов);

применение инертных веществ (песка, земли, порошков, различные способы разбрасывания);

способы приближения к огню (условия и меры предосторожности);

тренировка на выносливость в условиях теплового излу­чения (в обычной и защитной одежде);

тренировка специалистов (ношение асбестовой одежды); пределы использования специалистов, меры предосто­рожности и т. д.

Примечание. Все эти темы должны быть изу­чены, как указывалось выше, приблизительно в тече­ние одного месяца. В соответствии с этим и должны быть организованы ежедневные занятия. Лучший способ не упустить ни одной части программы — обозначить занятия номерами и проводить их строго в порядке нумерации, переходя К последующему заня­тию лишь после того, как материал предыдущего будет тщательно отработан.

Условия проведения практической под­готовки. Пожалуй, невозможно и, уж во всяком случае, слишком долго ждать, пока личный состав сформируется в процессе тушения действительных пожаров. Поэтому вы­годно всегда ставить обучаемых в условия, максимально приближенные к условиям реального пожара. В связи с этим обучение должно производиться на самолетах, ко­нечно, снятых с эксплуатации, на которых умышленно вызывают тот или иной пожар в зависимости от изучаемой обстановки.

Опыт показывает, что самолет, имеющий металличе­скую конструкцию, может быть подожжен частично или целиком более 20 раз. Само собой разумеется, что каждый раз тушение огня начинается немедленно. Чтобы приучить личный состав переносить воздействие теплового излуче­ния, а также научить его правильно перемещаться вокруг самолета, можно отрыть в земле ров, имеющий размеры и форму самолета, и наполнить его газойлем, маслом или бензином. Ствольщики смогут тренироваться на таком "самолете" в применении имеющихся у них средств, привы­кая при этом к тепловому излучению.