I. ДОЛЖНОСТИ И ЧИСЛЕННОСТЬ
Рассматриваемые "иже должности личного состава аэродромной пожарной охраны соответствуют должностям, установленным Промышленно-техничеоким управлением Государственного секретариата ВВС, а также Генеральным секретариатом гражданской и коммерческой авиации.
а) Должности
Пожарный. Обязанностью пожарного является обеспечение под руководством своих начальников безопасности людей и движимого и недвижимого имущества на территории объекта. На эту должность с разрешения директора учреждения зачисляются лица из числа унтер-офицеров и рядовых полка пожарной охраны Парижа или других военных частей пожарной охраны, прослужившие не менее 2 лет в этих частях и имеющие свидетельство об окончании стажировки (выдается полком). Кандидаты должны быть в возрасте не старше 40 лет, полностью отвечать требованиям в отношении физической подготовки и нравственности и иметь удостоверение на право вождения грузовых автомашин.
Пожарный на аэродроме. Выполняет те же обязанности, что и обычный пожарный. Комплектование—из числа обычных пожарных, имеющих стаж не менее года и получивших от директора своего учреждения разрешение держать испытания на замещение должности пожарного на аэродроме. Кандидаты должны иметь удостоверение на право вождения грузовых автомашин и машин общественного транспорта. Кандидаты подвергаются испытаниям по трем аспектам.
Проверка теоретических знаний
а) элементарные понятия о структуре находящихся в эксплуатации самолетов: месторасположение общих выключателей электрического тока; местоположение топливных баков; система подачи топлива и обращение с кранами; 50
различные типы капотов моторов; точные места вскрытия фюзеляжей;
б) элементарные понятия о посадке самолета: влияние направления ветра; посадка при нулевом ветре; зоны безопасности, которые надо соблюдать в случае ожидающейся ненормальной посадки (аварийная полоса);
в) знакомство с огнегасительными веществами: пеной (правила применения, меры предосторожности при применении), углекислотой (правила применения, меры предосторожности при работе с ней, положительные качества, недостатки), бромистым метилом (его преимущества и недостатки, меры предосторожности при использовании).
2. Проверка практической подготовки
а) показать умение применять огнетушители различных типов при тушении воображаемого пожара, возникшего во время запуска мотора (на трех различных типах самолетов) ;
б) потушить действительный огонь с помощью пены (сначала лафетным, а потом ручным стволами). До этого кандидат должен сам расположить автонасос по отношению к предусмотренному месту загорания с учетом атмосферных условий.
При тушении действительного огня кандидат должен' быть в асбестовом комбинезоне и рукавицах. Кандидат должен перенести манекен весом 60 кг и показать умение действовать ломом.
3. Проверка физической подготовки
1-й класс (кандидаты в возрасте до 30 лет): бег на 100 м— 15 сек; бег на 1000 м — 4 мин; прыжок в высоту— 115 см (3 попытки); лазание без помощи ног — 5 м.
2-й класс (кандидаты в возрасте 30 лет и выше): прыжок в высоту — 105 см (3 попытки); лазание без помощи ног — 4 м.
Указанные выше нормативы обязательны.; невыполнение их ведет к отстранению кандидата. Максимальное число очков — 300. Кандидат, получивший в сумме менее 180 очков, также отстраняется.
Старший пожарный. Лицо, на обязанности которого лежит руководство отделением рядовых пожарных в соответствии с указаниями начальника пожарной охраны предприятия. Старшие пожарные назначаются по выбору директора предприятия из числа хорошо зарекомендовавших себя рядовых пожарных, прослуживших не менее 2 лет и имеющих командные качества.
Испытание старшего пожарного.
1. Составление отчета о действии отделения на пожаре. Этот отчет оценивается по содержанию и форме (он должен включать замечания о работе бойцов отделения и примененного пожарно-технического вооружения, а в случае необходимости — предложения о поощрении или порицании личного состава).
2. Решение задач на 4 действия арифметики.
Старший пожарный на аэродроме. Лицо, руководящее отделением обычных или аэродромных пожарных в соответствии с указаниями начальника пожарно-спасательной службы аэродрома. Назначается по выбору начальника аэродрома из числа хорошо зарекомендовавших себя аэродромных пожарных, прослуживших не менее 2 лет и имеющих командные качества.
Испытание: составление отчета о действии отделения пожарных при тушении пожара на самолете. В остальном — как и для старшего пожарного.
Численность личного состава, указанная в нижеприведенной таблице, может показаться завышенной. Но в действительности это не так: указанные данные соответствуют не только потребностям, но и отражают действительное положение, существующее в настоящее время "а крупных аэродромах (если к личному составу аэродромной службы добавить личный состав авиационных компаний). По этому поводу следует заметить, что вопрос о том, должны ли авиационные компании, пользующиеся аэродромом, содержать свою пожарную охрану или платить за нее администрации аэродрома (отдельно или путем увеличения платы за аренду аэродрома), еще не решен.
Кажется, что единственное возражение против второго варианта, представляющего, по нашему мнению, громадное по сравнению с первым преимущество (единое руководство службами пожарной охраны аэродрома),—это вопросы страхования (ответственность в случае аварий и катастроф) .
Единое руководство пожарной охраной, кроме технических и тактических преимуществ при тушении пожаров, позволило бы также добиться единообразия в вопросах управления и контроля, что в нынешних условиях не всегда обеспечивается.
Несмотря на эти преимущества, в настоящее время превалирует следующее мнение, разделяемое как администрацией аэродромов, так и авиационными компаниями, причем как во Франции, так и за границей.
Борьба с пожарами, возникающими в результате аварий самолетов на аэродромах и в их ближайших окрестностях, должна обеспечиваться администрацией аэродрома.
Борьба с пожарами в зданиях и сооружениях на аэродроме и, возможно, в его окрестностях обеспечивается теми, кто эксплуатирует эти здания и сооружения, независимо от того, являются ли они их собственниками или только арендаторами. Очевидно, что необходимая численность пожарных будет разной в обоих случаях.
(Цифры, указанные в приведенной ниже таблице, — минимальны и дают лишь общую численность.)