III. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ

Очевидно, что на крупных аэродромах надо вести по­стоянное наблюдение за местами стоянок, рулежными до­рожками и взлетно-посадочными полосами.

Что касается дневных аэродромов, начинающих работу, как правило, за полчаса до восхода солнца и кончающих ее полчаса спустя после захода солнца, то здесь наблюдение за летным полем должно осуществляться только в часы ра­боты, за исключением, конечно, тех случаев, когда разре­шение на посадку просит самолет, терпящий бедствие. В этих случаях необходимо немедленно привести в боевую готовность службу безопасности.

На аэродромах, принимающих самолеты ночью по пред­варительной заявке, аварийно-спасательная служба приводится в действие по получении такой заявки и освобож­дается лишь после завершения всех операций с самолетом.

На смешанных (военно-гражданских) аэродромах наблю­дение и служба должны осуществляться в течение всего времени полетов, какой бы характер они ни носили.

Наконец, наблюдение за зданиями может быть на всех аэродромах или непрерывным, или периодическим (патрули), однако работники пожарной охраны должны быть готовы немедленно выехать на тушение пожара зданий или соору­жений.

а) Продолжительность дежурств

Во избежание осложнений, которые всегда возникают при 8- или 12-часовом дежурстве наряда (очередность де­журства по воскресеньям, периодическая смена дневных и ночных нарядов и т. п.), продолжительность дежурства на­ряда не должна превышать 24 часов.

Суточное дежурство очень удобно по многим причинам. Прежде всего отпадает необходимость в слишком частых сменах, которые превращаются в простую формальность и проводятся без соблюдения инструкций, без испытания и проверки пожарно-технического вооружения. Кроме того, личный состав, заступающий на 24-часовое дежурство, чув­ствует большую ответственность за вверенную ему технику, что обеспечивает лучший уход за ней.

б) Заступление в наряд

При смене наряда производится проверка и испытание пожарно-технического вооружения (смотри ниже образец контрольного листа, заполняемого при проверке каждой ма­шины). Устройства для подачи тревоги (извещатели) и сиг­нальные устройства проверяются в действии. Каждый по­жарный занимает при этом место, которое он должен зани­мать по боевой тревоге. После испытания и проверки наряд поступает в распоряжение начальника службы для выполне­ния работ, предусмотренных дневным расписанием несения службы (физическая, теоретическая и практическая подго­товка, уход за машинами и пожарно-техническим вооруже­нием) .

Младший командный состав и пожарные, состоящие в наряде, за исключением персонала первой помощи, который постоянно находится в боевой одежде и снаряжении (Если это необходимо, личный состав спасательных групп также находится в специальной одежде - асбестовой или аналогичной ей) в непосредственной близости от своей машины, выполняют ра­боты и занимаются в пределах расположения казармы.

Учитывая особый характер службы расчета первой по­мощи и то, что он не может спать, в этот расчет в течение дежурства поочередно назначается весь состав наряда. Ночью и в часы наименее -интенсивной работы аэродрома часть наряда может отдыхать, не раздеваясь, около своих машин.

Все машины должны быть готовы к выезду не позже чем через 30 секунд после объявления тревоги. Для сокращения срока выезда должны приниматься все меры: частый запуск моторов (один раз в час, даже в теплое время года), подо­грев моторов, поддержание с помощью электрических подо­гревателей необходимой температуры воды в водяной ци­стерне.

Расчет машины первой помощи должен постоянно быть в боевой одежде даже во время еды. Столовая должна нахо­диться недалеко от гаража (если же стоянка машины первой помощи расположена далеко от основной станции, персонал может питаться по очереди).

в) Тревога

По силналу тревоги расчет первой помощи занимает ме­ста на своей машине, которая немедленно выезжает. Рас­четы других машин также занимают свои места и ожидают на машинах (с заведенным мотором). Поскольку лишь в редких случаях бывает достаточно одной машины первой по­мощи, рекомендуется направлять к месту происшествия все машины и пожарно-спасательные средства. Во-первых, тре­вога будет тренировкой для всего личного состава (шофе­ров, радистов, командиров отделений и т. д.). Во-вторых, никогда нельзя в начале пожара на самолете предвидеть, что произойдет впоследствии, и потому выгодно иметь под рукой максимум средств для борьбы с самой серьезной опас­ностью, если она внезапно возникнет.