III. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ
Очевидно, что на крупных аэродромах надо вести постоянное наблюдение за местами стоянок, рулежными дорожками и взлетно-посадочными полосами.
Что касается дневных аэродромов, начинающих работу, как правило, за полчаса до восхода солнца и кончающих ее полчаса спустя после захода солнца, то здесь наблюдение за летным полем должно осуществляться только в часы работы, за исключением, конечно, тех случаев, когда разрешение на посадку просит самолет, терпящий бедствие. В этих случаях необходимо немедленно привести в боевую готовность службу безопасности.
На аэродромах, принимающих самолеты ночью по предварительной заявке, аварийно-спасательная служба приводится в действие по получении такой заявки и освобождается лишь после завершения всех операций с самолетом.
На смешанных (военно-гражданских) аэродромах наблюдение и служба должны осуществляться в течение всего времени полетов, какой бы характер они ни носили.
Наконец, наблюдение за зданиями может быть на всех аэродромах или непрерывным, или периодическим (патрули), однако работники пожарной охраны должны быть готовы немедленно выехать на тушение пожара зданий или сооружений.
а) Продолжительность дежурств
Во избежание осложнений, которые всегда возникают при 8- или 12-часовом дежурстве наряда (очередность дежурства по воскресеньям, периодическая смена дневных и ночных нарядов и т. п.), продолжительность дежурства наряда не должна превышать 24 часов.
Суточное дежурство очень удобно по многим причинам. Прежде всего отпадает необходимость в слишком частых сменах, которые превращаются в простую формальность и проводятся без соблюдения инструкций, без испытания и проверки пожарно-технического вооружения. Кроме того, личный состав, заступающий на 24-часовое дежурство, чувствует большую ответственность за вверенную ему технику, что обеспечивает лучший уход за ней.
б) Заступление в наряд
При смене наряда производится проверка и испытание пожарно-технического вооружения (смотри ниже образец контрольного листа, заполняемого при проверке каждой машины). Устройства для подачи тревоги (извещатели) и сигнальные устройства проверяются в действии. Каждый пожарный занимает при этом место, которое он должен занимать по боевой тревоге. После испытания и проверки наряд поступает в распоряжение начальника службы для выполнения работ, предусмотренных дневным расписанием несения службы (физическая, теоретическая и практическая подготовка, уход за машинами и пожарно-техническим вооружением) .
Младший командный состав и пожарные, состоящие в наряде, за исключением персонала первой помощи, который постоянно находится в боевой одежде и снаряжении (Если это необходимо, личный состав спасательных групп также находится в специальной одежде - асбестовой или аналогичной ей) в непосредственной близости от своей машины, выполняют работы и занимаются в пределах расположения казармы.
Учитывая особый характер службы расчета первой помощи и то, что он не может спать, в этот расчет в течение дежурства поочередно назначается весь состав наряда. Ночью и в часы наименее -интенсивной работы аэродрома часть наряда может отдыхать, не раздеваясь, около своих машин.
Все машины должны быть готовы к выезду не позже чем через 30 секунд после объявления тревоги. Для сокращения срока выезда должны приниматься все меры: частый запуск моторов (один раз в час, даже в теплое время года), подогрев моторов, поддержание с помощью электрических подогревателей необходимой температуры воды в водяной цистерне.
Расчет машины первой помощи должен постоянно быть в боевой одежде даже во время еды. Столовая должна находиться недалеко от гаража (если же стоянка машины первой помощи расположена далеко от основной станции, персонал может питаться по очереди).
в) Тревога
По силналу тревоги расчет первой помощи занимает места на своей машине, которая немедленно выезжает. Расчеты других машин также занимают свои места и ожидают на машинах (с заведенным мотором). Поскольку лишь в редких случаях бывает достаточно одной машины первой помощи, рекомендуется направлять к месту происшествия все машины и пожарно-спасательные средства. Во-первых, тревога будет тренировкой для всего личного состава (шоферов, радистов, командиров отделений и т. д.). Во-вторых, никогда нельзя в начале пожара на самолете предвидеть, что произойдет впоследствии, и потому выгодно иметь под рукой максимум средств для борьбы с самой серьезной опасностью, если она внезапно возникнет.