Вблизи аэродрома

Совершенно очевидно, что один и тот же несчастный слу­чай будет иметь разные последствия для самолета и для построек в зависимости от того, произойдет ли он на откры­той, свободной территории или в зоне более или менее плот­ного расположения построек и сооружений. Поэтому при определении необходимых средств надо учитывать плот­ность расположения и характер построек и сооружений, на­ходящихся в непосредственной близости от аэродрома.

Ясно, что в случае аварии самолета с последующим по­жаром необходимые средства для борьбы с ним должны быть предоставлены теми, кто создал опасность или явился виновником бедствия (авиационная компания, администра­ция аэродрома). Однако, учитывая обязанности общины по отношению к своим жителям, было бы правильнее, если бы в обеспечении аэродрома этими средствами (натурой или деньгами) принимали участие, кроме авиационных компаний и администрации аэродрома, также муниципалитеты и соб­ственники близлежащих к аэродрому владений.

Это соображение, которое в настоящее время, кажется, не учитывается, несмотря на неоднократные несчастные слу­чаи вблизи крупных аэродромов, не должно, упускаться из виду; в будущем в связи с ростом объема воздушных пере­возок его следует непременно принимать в расчет.

г) Наличие внешних противопожарных сил и средств

Наличие, качество, количество, удаленность от аэродрома внешних противопожарных сил и средств — это факторы, которые также в определенной мере следует учитывать при расчете необходимых пожарно-спасательных средств (если внеаэродромные средства могут эффективно использоваться, это позволяет уменьшить средства, предусмотренные в пункте "в").

На территории метрополии вблизи каждого аэродрома обычно всегда находится более или менее крупный город, имеющий спасательные средства (медицинские и. пожарные).

Эффективность использования средств будет максималь­ной, когда несчастный случай "предвидится", то есть когда самолет еще до посадки сообщает о какой-либо неисправ­ности, которая может повлечь за собой несчастный случай или пожар (неисправность шасси, загорание в масляном радиаторе, появление огня в багажном отделении и т. п.).

В этом случае, как только диспетчерский пункт аэро­дрома получит такое сообщение по радио, внеаэродромным командам направляется вызов с точной инструкцией.

Аэродромы метрополии могут, следовательно, рассчитывать в большинстве 'случаев на достаточную внешнюю по­мощь в приемлемо короткие сроки (что не всегда можно оказать в отношении аэродромов на заморских террито­риях) .

Для точной оценки помощи, которую можно получить извне, необходимо знать: 1) расстояние до ближайшего крупного города, или, точнее, расстояние от аэродрома до обычного месторасположения средств (это расстояние на различных аэродромах неодинаково; Лион — Брон: 7 км, Марсель — Мариньян: 28 км); 2) наличие спасательных средств (медицинских и пожарных).

Однако следует иметь в виду, что эти средства, имею­щиеся во всех значительных городах метрополии, могут оказаться недостаточными по (количеству и качеству. По­этому в каждом случае надо иметь точные данные о той помощи, которую можно ожидать извне. Решение этого во­проса особенно трудно, когда речь идет об аэродромах на заморских территориях. За неимением точных сведений о наличии спасательных средств вне аэродромов, и особенно об их качестве и характере, а также об их удалении от аэро­дрома, можно считать, что в большинстве случаев они будут недостаточны или будут прибывать слишком поздно, то есть не смогут оказать эффективную помощь.

Отсюда вытекает, что при определении количества пожарно-спасательных средств для заморских аэродромов нужно исходить лишь из понятия "критический самолет".