I. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ САМОЛЕТОВ НА ЗЕМЛЕ
Случай пожара -самолета в полете здесь не будет рассматриваться, так как до его посадки аэродромная служба не сможет действовать. Что касается самолета, потерпевшего аварию при взлете или посадке, то он будет рассматриваться как самолет, находящийся на земле.
При определении необходимых спасательных средств надо принимать в расчет несколько факторов. Такими факторами являются (в порядке их важности):
a) полетный вес (или летные характеристики) самого крупного самолета, пользующегося аэродромом;
б) объем перевозок и интенсивность движения (в часы пик);
в) плотность расположения уязвимых или опасных в пожарном отношении сооружений или построек вблизи аэродрома;
г) наличие внешних противопожарных сил и средств (их качество и количество, а также удаление от аэродрома).
Эти факторы более или менее сильно влияют на оценку характера и размеров опасности. Однако более глубокое рассмотрение вопроса показывает, что почти единственным определяющим фактором является полетный вес самолетов, пользующихся аэродромам.
а) Главный фактор — полетный вес или летные характеристики самого тяжелого самолета, пользующегося аэродромом
Полетный вес самолетов определяет размеры аварийно-спасательных средств, так как количество1 горючего, находящегося на борту самолета (основная опасность), находится почти в прямой зависимости от полетного1 веса этого самолета.
Характеристики самолета (в частности, длина пробега при посадке) также влияют на степень опасности при данной длине взлетно-посадочной полосы и, следовательно, на количество потребных спасательных средств.
Оба эти фактора позволяют прийти к понятию "критический самолет". Это понятие очень важно-, поскольку "критическим" для данного аэродрома является такой самолет, который представляет наибольшую опасность как; в отношении числа несчастных случаев, так и в отношении их серьезности.
ИКАО составила таблицу (Приложение А к циркуляру 4-AN/3), в которой указывается по категориям самолетов (6 категорий в зависимости от общего веса от 4500 до 90 000 кг) количество необходимых огнегасительных веществ, расход, продолжительность операции, а также количество необходимой для тушения воды. В целом все эти данные могут быть приняты как норма (за исключением данных о продолжительности операции).
Так как в этой таблице указывается лишь количество огнегасительных веществ и не упоминаются ни средства доставки этих веществ к горящему самолету, ни необходимый для использования этих веществ личный состав, Авиационный комитет Национальной ассоциации по борьбе с пожарами в своих публикациях 402 и 403 указал на численность необходимого личного состава (пожарные-специалисты и вспомогательный персонал). Указанные в этих публикациях цифры в графе "Постоянный персонал" несколько занижены. Если к ним добавить личный состав, указанный в графе "Подготовленный вспомогательный персонал", то количество станет достаточным.
Приложение А к циркуляру ИКАО 4-AN/3 (июнь 1948 г.)
Средства пожаротушения | Категория 1 — самолеты весом более 90 000 кг | Категория 2 — самолеты весом от 45 000 до 90 000 кг | Категория 3 — самолеты весом от 27 000 до 45 000 кг | Категория 4— самолеты весом от 11 000 до 27 000 кг | Категория 5 — самолеты весом от 4500 до 11000кг | Категория 6 — самолеты весом менее 4500 кг | ||||||
Огнегасительное вещество | Пена | СО2 | Пена | СО2 | Пена | СО2 | Пена | СО2 | Пена | СО2 | Пена | СО2 |
Количество | 145 500 л | 2050 кг | 109 000 л | 1550 к | 81750 л | 1100 кг | 54 500 л | 550 кг | 27 250 л | 550 кг | 13 700 л | 135 кг |
Расход | 29 000 л/мин | 680 кг/мин | 21700 л/мин | 500 кг/мин | 16 350 л/мин | 360 кг/мин | 10 900 л/мин | 180 кг/мин | 5450 л/мин | 180 кг/мин | 2750 л/мин | кг/мин |
Время гашения, мин | ||||||||||||
Предусматриваемое необходимое количество воды, л | 14 550 | 10 900 |
Примечание. Указанное в таблице необходимое количество пены основано на кратности расширения ют 8: 1 до 10: 1.