IV. ПРОЧИЕ ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
III. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
а) Ангар — завод
Вначале ангары на аэродромах предназначались почти исключительно лишь для стоянки самолетов. Впоследствии необходимость частого осмотра и эксплуатационного обслуживания самолетов, а также стремление сократить "мертвое время" между полетами привели к тому, что эти, а также все более крупные ремонтные работы (некоторые из них, например окраска с применением пульверизационных автоматов, автогенная сварка и т. д., представляют исключительно большую опасность в пожарном отношении) стали производиться в самих ангарах. Поэтому сейчас ангар должен рассматриваться как настоящий завод.
Частые случаи более или менее крупных пожаров, возникающих в ангарах, используемых для ремонта самолетов, полностью подтверждают это.
б) Производственные зоны крупных аэродромов
Сосредоточение в одном и том же месте различных зданий и сооружений, имеющих общее назначение, привело к созданию определенных зон на крупных аэродромах (зона 30 административных зданий, зона служебных зданий, зона окладов горючих и смазочных материалов и т. д.).
Так, например, путем объединения различных ангаров и мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания самолетов, создаются настоящие заводы. Сосредоточенные в одном месте аэродрома, они образуют производственную зону.
В то же время большая стоимость земельных участков приводит к тому, что на очень ограниченном пространстве стремятся сосредоточить, часто без соблюдения необходимых расстояний между ними, здания и ангары, в которых производятся исключительно опасные в пожарном отношении работы. Это приводит к образованию зон, которые должны рассматриваться как зоны "огнеопасных сооружений".
Под ними понимаются такие виды пожарной опасности, которые не вошли ни в одну из вышеперечисленных категорий. Они носят обычно временный характер и являются результатом деятельности, не относящейся к обычной, нормальной работе аэродрома (земляные работы, строительные работы, работы по установке оборудования, возведение временных легких построек по случаю авиационных праздников и т. п.).
Кроме того, они могут быть случайными, т. е. появиться в результате недосмотра и несоблюдения правил движения и общего порядка.
Наконец, они могут явиться следствием аварии, например, разрушения или повреждения системы связи и безопасности. Такой случай произошел 20 ноября 1948 г. на аэродроме Орли, когда падение самолета на телефонные провода и провода осветительной сети лишило большую часть аэродрома связи и освещения.
В. РАСЧЕТ СИЛ И СРЕДСТВ
Расчеты ведутся, исходя из предположения, что на аэродроме не возникают одновременно крупные пожары в зданиях и на самолетах (конечно, за исключением того случая, когда пожар в здании будет вызван падением самолета).
Как правило, на аэродроме самая большая опасность разного рода происшествий, в том числе и пожара, связана с наличием и движением самолетов.
Посадка в крупных аэропортах самолетов, имеющих на борту 60 пассажиров и более и запасы горючего от 25 до 30 тыс. л, представляет такую опасность, которую редко можно встретить в другом месте.
Опасность пожаров на самолетах — не единственная опасность, имеющаяся на аэродроме. Пожарная опасность для зданий и сооружений, промышленных предприятий, опасность для строений вне аэродрома и другие виды опасности также должны приниматься в расчет при определении необходимых для пожарно-спасательной службы сил и средств.
Основная опасность – самолеты — будет служить основой для расчета, а другие -виды опасности будут определять поправки с учетом интенсивности работы аэродрома. На самом деле, учитывая полное отсутствие статистических данных, нельзя сказать, что число несчастных случаев, аварий и катастроф находится в прямой зависимости от интенсивности работы аэродрома, однако частота взлетов и посадок самолетов в известной мере определяет размеры наземных сооружений и зданий (пассажирских и товарных аэровокзалов, ангаров и мастерских, складов, административных помещений, вспомогательных помещений, пунктов заправки горючими и смазочными материалами и т. д.).
Наличие аварийно-спасательных средств вне аэродрома (как в метрополии, так и на заморских территориях) также будет учитываться всякий раз, когда аэродром расположен на таком расстоянии от ближайшего крупного города, что последний не сможет оказать ему эффективную помощь.
В случае когда эффективность внешней помощи (качество, количество, удаление от аэродрома) будет удовлетворительной, она должна учитываться при расчете, что позволит уменьшить необходимые силы и средства аэродромной службы.