II. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Хотя пожары в зданиях, мастерских и сооружениях аэро­порта часто менее опасны, чем пожары самолетов, их нельзя недооценивать. Учитывая, что в этом случае, как, впрочем, и во всех остальных, пожар обходится слишком дорого, важно помешать его возникновению или распространению.

Большая ценность некоторых зданий и находящегося в них оборудования, трудность их восстановления, нарушения в работе аэродрома, вызываемые их уничтожением или повреждением — все это самым настойчивым образом дик­тует необходимость организации эффективной пожарной охраны.

К сожалению, очень часто администрация, ссылаясь на нерентабельность некоторых служб, что совершенно непра­вильно в отношении службы пожарной охраны вообще, а аэродромной в особенности, выделяет для их создания недо­статочно средств.

Временный, а иногда даже примитивный характер неко­торых аэродромных построек, а также их плохое состояние

вследствие недостаточного ухода, очень часто являются при­чинами того, что начальники или арендаторы аэродромов бывают довольны, если пожар уничтожает плохо построен­ные, мало приспособленные для эксплуатации или пришедшие в негодность из-за недостаточного ухода здания и со­оружения.

Подобная политика начальников и арендаторов аэродро­мов является близорукой. Уничтожение в результате по­жара даже выгодно застрахованного здания никогда и ни­кого не обогащает. Оно приводит лишь к уменьшению в той или иной мере народного достояния.

Кроме того, если потеря здания не всегда имеет большое значение, то гибель находящегося в нем имущества всегда бывает чувствительной. Наконец, в некоторых скромных или старых постройках могут находиться средства большой цен­ности, уничтожение которых может иметь серьезные послед­ствия не только для работы данного аэродрома, но иногда и для работы всего воздушного флота.

Пожарная опасность для зданий и сооружений склады­вается из:

а) опасности для служебных (административных или технических) зданий;

б) опасности для сооружений (на аэродроме и вне его).

а) Служебные здания

1) Административные или общественного пользования (аэровокзалы, выставочные залы, залы ожидания, ресто­раны и вспомогательные постройки). Пожарная характери­стика этих зданий такая же, как и у всех зданий подобного типа, с тем лишь преимуществом, что на аэродромах эти постройки имеют обычно меньшую высоту.

Однако, по крайней мере в настоящее время, временный характер некоторых из этих зданий, построенных из легко загорающихся (обладающих малой огнестойкостью) мате­риалов, делает их весьма опасными, особенно когда ради эксплуатационных удобств эти помещения строятся без ка­ких-либо пожарных перегородок, которые могли бы воспре­пятствовать распространению огня.

И, наконец, следует учитывать скопление в них в опре­деленные моменты весьма многочисленной публики.

2) Технические. Те же соображения, что и в отношении административных зданий, но с той разницей, что людей здесь меньше (обычно только обслуживающий персонал авиакомпании).

б) Сооружения (на аэродроме и вне его)

1. Административные (или представляющие обществен­ный интерес). На аэродроме эти сооружения представлены главным образом зданиями и аэронавигационными сооруже­ниями (радиосредства, маяки и т. д.). Сюда могут быть также отнесены некоторые мастерские и склады общего на­значения.

Вне аэродрома эти сооружения представлены главным образом передающими радиостанциями, для которых опас­ность пожара менее значительна, однако усугубляется в связи с их удаленностью от местонахождения спасательных средств.

2. Технические сооружения обычно находятся только на территории аэродрома. В их число могут входить ангары для стоянки и технического обслуживания самолетов, ма­стерские, склады различного имущества. В случае плохой организации работы или несоблюдения необходимых предо­сторожностей некоторые из этих сооружений могут пред­ставлять серьезную опасность (особенно склады горючих и смазочных материалов).