II. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Хотя пожары в зданиях, мастерских и сооружениях аэропорта часто менее опасны, чем пожары самолетов, их нельзя недооценивать. Учитывая, что в этом случае, как, впрочем, и во всех остальных, пожар обходится слишком дорого, важно помешать его возникновению или распространению.
Большая ценность некоторых зданий и находящегося в них оборудования, трудность их восстановления, нарушения в работе аэродрома, вызываемые их уничтожением или повреждением — все это самым настойчивым образом диктует необходимость организации эффективной пожарной охраны.
К сожалению, очень часто администрация, ссылаясь на нерентабельность некоторых служб, что совершенно неправильно в отношении службы пожарной охраны вообще, а аэродромной в особенности, выделяет для их создания недостаточно средств.
Временный, а иногда даже примитивный характер некоторых аэродромных построек, а также их плохое состояние
вследствие недостаточного ухода, очень часто являются причинами того, что начальники или арендаторы аэродромов бывают довольны, если пожар уничтожает плохо построенные, мало приспособленные для эксплуатации или пришедшие в негодность из-за недостаточного ухода здания и сооружения.
Подобная политика начальников и арендаторов аэродромов является близорукой. Уничтожение в результате пожара даже выгодно застрахованного здания никогда и никого не обогащает. Оно приводит лишь к уменьшению в той или иной мере народного достояния.
Кроме того, если потеря здания не всегда имеет большое значение, то гибель находящегося в нем имущества всегда бывает чувствительной. Наконец, в некоторых скромных или старых постройках могут находиться средства большой ценности, уничтожение которых может иметь серьезные последствия не только для работы данного аэродрома, но иногда и для работы всего воздушного флота.
Пожарная опасность для зданий и сооружений складывается из:
а) опасности для служебных (административных или технических) зданий;
б) опасности для сооружений (на аэродроме и вне его).
а) Служебные здания
1) Административные или общественного пользования (аэровокзалы, выставочные залы, залы ожидания, рестораны и вспомогательные постройки). Пожарная характеристика этих зданий такая же, как и у всех зданий подобного типа, с тем лишь преимуществом, что на аэродромах эти постройки имеют обычно меньшую высоту.
Однако, по крайней мере в настоящее время, временный характер некоторых из этих зданий, построенных из легко загорающихся (обладающих малой огнестойкостью) материалов, делает их весьма опасными, особенно когда ради эксплуатационных удобств эти помещения строятся без каких-либо пожарных перегородок, которые могли бы воспрепятствовать распространению огня.
И, наконец, следует учитывать скопление в них в определенные моменты весьма многочисленной публики.
2) Технические. Те же соображения, что и в отношении административных зданий, но с той разницей, что людей здесь меньше (обычно только обслуживающий персонал авиакомпании).
б) Сооружения (на аэродроме и вне его)
1. Административные (или представляющие общественный интерес). На аэродроме эти сооружения представлены главным образом зданиями и аэронавигационными сооружениями (радиосредства, маяки и т. д.). Сюда могут быть также отнесены некоторые мастерские и склады общего назначения.
Вне аэродрома эти сооружения представлены главным образом передающими радиостанциями, для которых опасность пожара менее значительна, однако усугубляется в связи с их удаленностью от местонахождения спасательных средств.
2. Технические сооружения обычно находятся только на территории аэродрома. В их число могут входить ангары для стоянки и технического обслуживания самолетов, мастерские, склады различного имущества. В случае плохой организации работы или несоблюдения необходимых предосторожностей некоторые из этих сооружений могут представлять серьезную опасность (особенно склады горючих и смазочных материалов).