Народники и социал-демократическое движение в Беларуси

В исторической литературе существуют следующие подходы к пониманию народничества:

- этап в истории социально-революционного движения;

- социальная теория второй половины XIX в., обосновывающая возможность перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

- широкий спектр идей, в которых отражался интерес к традициям и образу жизни народа;

- «хождение в народ» интеллигенции с целью пропаганды своих идей.

Основные предпосылкиформирования народничества: сохранение самодержавия, пережитков крепостного права и феодализма, препятствующих динамичному развитию российского общества.

Идеологически народничество базировалось на теории крестьянского социализма. В 60-е – 80-е гг.XIX в в народничестве выделяется анархистское

(бунтарское) направление,основывающееся на взглядах М. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, поэтому представители интеллигенции должны призвать народ к восстанию и свергнуть власть. Идеолог пропагандистского направленияП. Лавровполагал, что путем хождения в народ «критически мыслящих личностей» и пропаганды социализма можно подготовить крестьян к революции. П. Ткачев возлагал надежду на заговорщическое, террористическое революционное меньшинство, которое способно захватить власть и изменить общественно-политическое развитие России. Убийство Александра II (01. 03. 1881 г.) показало безосновательность подобной теории и практики. К концу 80-х гг. XIX в. прекратили существование основные организации революционного народничества «Народная воля», «Черный передел», созданные в 1879 г.

Либеральное направление(80-е – 90-е гг. XIX в.) отказалось от революционных методов борьбы и обратило внимание на мирный, буржуазно-рефор-мистский путь развития при сохранении крестьянской общины и политического строя России.

В Беларуси некоторые идеи народничества были близки К. Калиновскому, В. Врублевскому. В создании одной из первых белорусских групп «Народной воли» в Петербурге участвовал И. Гриневицкий. Студенты – белорусы Петербургского университета основали социал-революционную группу «Гомон», которая впервые поставила вопрос о праве белорусов иметь свое самостоятельное государство. В 1881-1883 гг. в Минске, Витебске, Гродно, Бобруйске, Орше, Могилеве были созданы кружки офицеров-народовольцев. Белорусские либеральные народники изучали историю и культуру своего края, содействовали развитию национального самосознания белорусов.

Социал-демократическое движениеэто период в социально-революционном развитии России и Беларусис 80-х гг. XIX в. на основе марксистской идеологии.Его возникновение связано с плехановской группой «Освобождение труда» (создана в 1883 г.). В Беларуси организуются кружки, в которых изучали работы К. Маркса, Ф. Энгельса. С середины 90-х гг. XIX в. начинается пропаганда идей социализма среди рабочего класса.

Значительный подъем стачечной борьбы рабочих во второй половине 1890-х гг., возникновение крупных многочисленных социал-демократических организаций вызвали необходимость объединения социал-демократов в единую партию. Инициатором объединительного процесса стал созданный В. И. Лениным в 1895 г. петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса.

1–3 марта 1898 г. в Минскепрошел съезд социал-демократических организаций, на котором принято решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

После съезда в социал-демократическом движении обостряется борьба между сторонниками революционного и реформистского направлений.Главной задачей революционных социал-демократов была политическая борьба, свержение самодержавия. Центром объединения этих сил стала газета «Искра».Сторонники реформизма, экономизма отрицали политическую борьбу пролетариата и считали, что бороться надо только за улучшение экономических условий жизни трудящихся.