I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Часть первая

Отче наш» 18

Егегопх епег^ега ГуЗ, Фс, Нео, СоК, Мт, ФЯ

Сотре!епсех регГогтапсе ХА

Состояние'Ко, ЩЧ, ХС

Пространство' Уо

Направленность' Уо

Количество' БК

Интенсивность' Уо

Инициатор' Те

Действие'(одно- х многократное ) Ко, Бд, Те

Время' Уо

Актёр' Те

'деятель''агенс' Ко, Те, МщО

'лица<>действующие,! Те

'лицог действующее^ МщО

'местонахождение'Ко

'событие'СпЭ

'участникидействия! Те

дпКСпЛ

1апеиех раго1е х кпеа^е СоК, Ток, ЩО

"Манифест"младогр-ков ОБ, Дб, Шу, Ме

Библияо происхождении языка Ко, ПЯ

Божьяправда Гли

Вавилонскаябашня Ко, ПЯ, СИ


;

I

А. ИЗЛОЖЕНИЕ МОТИВОВ

а) Необходимость пожарной охраны

Статистика показывает, что если катастрофы на воздуш­ном транспорте сопровождаются пожарами, то число жертв возрастает на 40—70%. Уже одно это говорит о том, на­сколько важно уметь предупредить любую опасность воз­никновения пожара на самолетах. Не говоря уже о бесцен­ном капитале, каким являются пассажиры и экипаж, мате­риальные убытки столь велики, что быстрое тушение пожаров на борту самолетов всегда является весьма выгод­ным делом (за исключением, конечно, тех случаев, когда вследствие катастрофы происходит полное разрушение само­лета еще до возникновения пожара).

Однако такого результата можно достичь лишь при нали­чии рационально организованной службы пожарной охраны, оснащенной мощной противопожарной техникой со­ответственно степени пожарной опасности на аэродромах и имеющей квалифицированный и тренированный персонал. Это последнее условие находится в противоречии с распро­страненным сейчас мнением о том, что личный состав всех аэродромных служб в состоянии эффективно бороться с по­жарами.

Необходимость как можно быстрее начать тушение (при пожаре на самолете быстрота действий приобретает особое значение) требует специально подготовленного персонала, способного действовать в любое время при появлении пер­вых признаков загорания.

б) Частота аварий самолетов и положение мест происшествий относительно аэродрома

Частота аварий не подчиняется какой-либо закономерно­сти, и их число не распределяется равномерно по времени.

1. В декабре 1951 г. и в январе и феврале 1952 г. на аэродроме г. Элизабет (шт. Нью-Джерси, США) имели ме­сто три серьезные катастрофы, тогда как раньше на аэро­дроме в течение длительного периода не было ни одной ка­тастрофы.

2. 12 и 14 июня 1950 г. на аэродроме Бахрейн произо­шли две серьезные катастрофы с интервалом в 48 часов, в то время как последняя перед этим катастрофа произошла в 1947 г.

Частота аварий самолетов не всегда зависит (по крайней мере непосредственно) от интенсивности работы аэродрома. На некоторых аэродромах с большим объемом перевозок не бывает серьезных аварий и катастроф в течение длительных периодов, иногда превышающих целый год, в то время как на аэродромах с меньшим объемом перевозок происходят частые аварии (например, из-за отсутствия оборудования и квалифицированного персонала, а также вследствие местных географических и атмосферных условий).

С большей определенностью можно говорить о местах этих аварий по отношению к аэродромам. Американская статистика, например, показывает следующее:

42% аварий случаются на самом аэродроме и в приаэродромвой полосе шириной 400 м;

25% — в полосе шириной 400—800 м;

33% — на расстоянии свыше 800 м от границ аэродрома.

Эта статистика, согласно которой 67% всех аварий проис­ходят в зоне, где действия аэродромной команды могут быть достаточно быстрыми и, следовательно, эффективными, до­казывает целесообразность создания на аэродроме специаль­ной пожарно-спасательной службы.

в) Рентабельность пожарно-спасательной службы

Начальники аэродромов обычно считают расходы на ор­ганизацию и содержание пожарно-спасательной службы нерентабельными. С этим ошибочным мнением необходимо бороться. Опыт показывает, что, наоборот, эти расходы не только с лихвой окупаются, но и являются как в финансовом отношении, так и с точки зрения престижа организаций, прекрасным помещением капитала.

Ясно, что материальную выгоду от быстрого и эффектив­ного действия пожарно-спасательной 'службы получают прежде всего авиационные кампании, то есть собственники самолетов, а администрация аэродромов имеет лишь мораль­ную выгоду (уважение в глазах компаний и пассажиров).

Однако необходимо отметить следующее:

1. Аэродром должен обеспечивать совершающим на нем посадку самолетам все необходимые средства безопасности (гарантирующие не только безопасность воздушного движе­ния, но и безопасность в случае непредвиденной аварии, от­каза двигателей, и даже в случае неисправности самолета).

Владельцы самолетов, оплачивая сборы за посадку, имеют право претендовать на такое обеспечение со стороны аэродрома.

2. Авиационные компании (французские и иностранные) совершенно законно заинтересованы в наличии эффективных спасательных средств на аэродромах, которыми пользуются их самолеты. Повторные случаи оставления самолета без помощи вынуждают эти компании всякий раз, когда это бы­вает возможно, пользоваться услугами другого аэродрома.

Рентабельность пожарно-спасательной службы находится почти в прямой зависимости от напряженности работы аэро­дрома. С ее увеличением возрастает опасность возникнове­ния аварий и пожаров самолетов, то есть возрастает рента­бельность пожарно-спасательной службы. С увеличением объема работ увеличиваются также и размеры служебных зданий и сооружений и, следовательно, расширяется поле деятельности пожарно-спасательной службы.

Так, например, пожарно-спасательная служба одного французского аэродрома международного класса много­кратно использовалась в период с 1950 по 1953 г., в результате чего было спасено или эвакуировано значительное число пассажиров, ликвидированы многие пожары (часто сразу же после их возникновения) и в большинстве случаев пред­отвращено полное уничтожение самолетов и зданий.

Пожарно-спасательная служба выполнила следующие операции:

ликвидировала 32 пожара зданий и сооружений (сохра­нены на 40—95 %);

потушила 8 пожаров самолетов на земле — в ангарах или на местах стоянок (самолеты сохранены на 90—95%);

9 раз оказывала помощь во время авиационных аварий, в результате чего было спасено или эвакуировано 145 пас­сажиров и сохранено 8 самолетов (на 60—95%), быстро ликвидирован пожар одного самолета и соседних с аэро­дромом зданий, на которые он упал;

ликвидировала 14 пожаров, возникших в результате не­нормальной посадки, загорания шасси, разрыва покрышек, короткого замыкания в системе электроотопления кабины и т. п.;

ликвидировала большое число (точно не Зарегистриро­вано) загораний моторов, возникших вследствие утечки го­рючего при заправке, и т. п.

Последние операции наиболее интересны, так как в этих случаях пожар удалось предотвратить или ликвидировать сразу же после его возникновения, что позволило избежать значительных материальных потерь. (Если учесть число спа­сенных пассажиров, а также стоимость сохраненных зданий и самолетов, то необходимость пожарной охраны и ее рен­табельность станут еще более очевидными.)