Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ

Особенности государственного строя ВКЛ до унии.По форме правления ВКЛ – это монархия с элементами федерализма, где княжества сохраняли относительную самостоятельность. После Кревской унии ВКЛ приобретало статус ограниченной монархии, т. к. великокняжеская власть становится постепенно не наследственной, а выборной это, во – первых. Во–вторых, в связи с введением при Витовте института наместничества происходит возвышение шляхты. В–третьих, возвышению военно-служилого сословия содействовали войны в конце XV – первой половины XVI вв.

В XIV в. при князе существовала Дума.Она являлась не государственным учреждением, а совещательным. Дума постепенно трансформировалась в высший орган исполнительной власти страны – раду панов (паны-раду).Она состояла до середины XVI в. из 45, а потом из 65 человек. В нее входили: канцлер, подканцлер, католические епископы, воеводы и кашталяны, гетман, подскарбий, маршалки земские, приглашаемые богатые и знатные люди.

При князе существовала тайная радаиз 12 человек, которая выделяла для решения текущих дел раду приднейшуюиз 5 человек.

Основные дела в ВКЛ решались вальным сеймом (соймом). Он состоял из всех членов панов-рады, всех епископов (католических, православных, униатских), старост поветов, а также избранных от каждого повета по 2 депутата от шляхты. Сойм обсуждал законодательные акты, выбирал великого князя, устанавливал налоги, рассматривал судебные дела, утверждал кандидатов на наиболее важные посты.

В 1569 г. заключена Люблинская уния между ВКЛ и Польшей, в результате чего возникла Речь Посполитая.

Причины подписания унии.К внешнеполитическим причинам относится обострение противоречий между ВКЛ и Русским государством, крымским ханом, Польским государством. К внутриполитическим причинам необходимо отнести стремление шляхты ВКЛ приобрести такие же вольности, как шляхта Польши. Польша стремилась к распространению католицизма в ВКЛ, улучшению территориального положения за счет земель ВКЛ, преодолению династического тупика, связанного с угрозой разрыва персональной унии, соединявшей два государства.

Государственный строй после Люблинской унии.В Речи Посполитой оба государства - ВКЛ и Польская Корона сохранили свои бывшие названия, свои правительства, законы (на территории ВКЛ польское право не распространялось, там действовал Литовский Статут 1588). Существовали самостоятельные судебные системы, органы местного самоуправления (администрации воеводств и поветов), финансовые системы, вооруженные силы, разные государственные языки (до 1696г.).

Таким образом, ВКЛ и Польша сохраняли свою относительную самостоятельность, автономию в составе Речи Посполитой.