Н. Г. Чернышевский

От автора

Обычно, достигая возраста морального созревания, человек задаётся вопросами: «Кто Я?», «Как Я могу приспособиться жить в этом мире?», «Что ожидает меня в будущем?». Пробуя ответить на них, думающий и взрослеющий человек многое переносит на себя, определяя своё положение в обществе, свою ответственность или безответственность перед ним, пытается упорядочить окружающую действительность, придать ей определённый смысл. При этом ответить на два крайних вопроса ему так и не удастся, но поиск ответа на них придаёт его жизни глубину.

Историческая наука пытается постичь глубину жизни человечества своими специфическими методами. Добытые знания она стремится донести до людей в доступной, как ей кажется, форме. Один немецкий философ назвал историков оракулами, провозглашающими прогноз на прошлое. В этом определении есть смысл, если иметь в виду, что мы вряд ли узнаем, «как оно всё на самом деле было». Но задача науки не в этом. История пытается показать, что жизнь закономерна и что даже случайность подчиняется определённым правилам. Это сложная задача, т. к. большинство людей убеждено, что история – это набор ярких картинок о прошлом, которые приятно рассматривать в минуты досуга. Пользуясь заложенным в природе человека стремлением к удовольствию, историческая наука предоставляет ему особое интеллектуальное наслаждение – покопаться в пыли прошлого, поучаствовать в открытии миров, протянуть ниточку родства от живших к живущим.

Те, кто жил до нас, своим героизмом и подлостью, ошибками и успехами во многом определили нашу жизнь. Наши сегодняшние поступки проявятся в жизни будущих поколений. Людям важно осознавать это и беречь нить времени. Историческая наука помогает людям беречь память о прошлом в надежде на будущее.

Автор не ставит перед собой цель подробно рассмотреть всю всемирную и отечественную историю. Такой труд отпугнул бы студентов своей многотомностью. Предлагаемый краткий конспект лекций посвящён наиболее важным, узловым событиям и проблемам всемирной и отечественной истории. Книга не заменяет академических учебников, но дополняет их, обозначая некоторые ориентиры, связанные с экзаменационными вопросами. Поэтому успешно подготовиться к экзамену можно, только комплексно изучая обязательную и дополнительную учебную и учебно-методическую литературу.

В 2007 году преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ИГАСУ было подготовлено учебно-методическое пособие по отечественной истории (Воронов Ю. М., Козлов Ю. В., Лепетухин Н. В. Отечественная история / Иван. гос. архит.-строит. ун-т. – Иваново, 2007. – 219 с.). Соответственно, акцент в нём был сделан на методической составляющей (минимум содержания основной общеобразовательной программы, тематический план лекций и семинарских занятий, терминологический словарь, словарь персоналий, хронологическая таблица, тесты, вопросы к зачёту и экзамену, список рекомендуемой литературы).

Настоящее издание дополнит лекционный курс и многие другие учебные и учебно-методические пособия.

 


 


 

 

Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно.