ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. АФФЕКТЫ 463

каким словом я называю класс явлений, а на то, какой класс явлений я при этом буду описывать и анализировать.

Значит, под аффектами я буду подразумевать те эмоциональные, в широком смысле слова, процессы и состояния, которые характеризуются большой степенью выраженности, интенсивности и которые, как полагали многие исследователи эмо­циональных состояний, связаны с биологическими потребностями, биологическими отношениями. Это предположение приобрело в известную пору даже силу некоторо­го предрассудка. Когда говорили об аффектах, казалось, сильных, мощных, мощно выраженных состояниях, то предполагали, что это является общим у человека и животных по условиям и механизмам своего возникновения. Искали это общее в об­щности инстинктов и потребностей. Я сказал, что эта идея приобрела даже на неко­торое время силу предрассудка. И это действительно предрассудок. Это предрассудок уже потому, что вы можете легко вообразить себе специфически социальную ситуа­цию, которая вызывает действительно очень сильное аффективное состояние. Зна­чит, верно, что некоторые биологические связи, то есть деятельность, связанная с удовлетворением некоторых биологических, так называемых неустранимых, потреб­ностей, вызывает аффекты. Неверно положение, что только в этих отношениях аф­фекты и существуют.

Товарищи, социальная ситуация может быть ужасно аффективна, аффек-тогенна, безотносительно к тому, затрагивает она какие-то фундаментальные, ви­тальные отношения или не затрагивает. Когда мы на практике в жизни, в жизнен­ной психологии встречаемся с проблемой аффектов, то оказывается, что мы здесь допускаем грубейшую ошибку. И состояние, которое языком закона, языком кри­минологическим, судебным, называется внезапно возникшим сильным душевным волнением (эту формулировку я беру из Уголовного кодекса), иначе говоря аффект возникает вовсе не в условиях нарушения, разрушения удовлетворения каких-то не­посредственно биологических потребностей. Ничего подобного. Это не так, и ста­тья, позволяющая смягчить наказание, применяется как раз очень часто в ситуаци­ях, в которых никакой связи с витальными, биологическими отношениями человека и мира нет.

Передо мной сейчас мысленно проходит один процесс, который очень остро поставил вопрос о применении или неприменении этой статьи, говорящей о внезап­но возникшем душевном волнении, и основанием для применения этой статьи был редкий случай действительно возникшего острого аффекта под влиянием как вы ду­маете чего? Унижения мужского достоинства в стереотипных представлениях данного социального окружения. Я спрашиваю, что может быть более социальным? И что мо­жет быть более отдаленным от витальных потребностей, угрозы существования? Ник­то ничем ничьему существованию не угрожал. Никакой кинжал не приставлял. Ника­кой угрозы и никакого нарушения в сфере биологических отношений — об этом не могло быть и речи. Это система социальных ценностей, социального статуса, мораль­ного. Вот о чем идет речь, правда? И тем не менее, это может вызвать такое состоя­ние, которое приводит к страшному преступлению. В данном случае речь шла об убий­стве в ответ на унижение, ничем решительно не угрожавшее. Это не удар грома, это не джемсовский медведь, который вдруг неожиданно проявил по отношению к вам аг­рессивные намерения, и вы испугались и все прочее. Нет прямой угрозы. И тем не ме­нее — отрицательный аффект страшной силы.

Словом, аффекты — острые состояния, острые процессы, резко выраженные состояния внешнего поведения — возникают нередко в системе таких как бы не­посредственно биологических отношений. Я вношу оговорку — вы понимаете поче-