Язык и сознание

А Аа прошлой лекции я останавливался на двух положениях. Первое: при пе­реходе к человеческому обществу, основанному на труде, происходят существен­ные изменения в строении деятельности. Прежде всего они заключаются в том, что в деятельности вычленяются процессы, направленные на достижение ожидаемого результата, то есть целенаправленные процессы, так как цель и есть не что иное, как представление о результате, который должен быть получен. Таким образом, в деятельности вычленяется новый «момент», или новая «образующая», в виде це­ленаправленных действий. Возникновение в деятельности целенаправленных процес­сов — действий — исторически явилось следствием перехода к обществу, основан­ному на труде. Деятельность участников совместного коллектива побуждается про­дуктом этого труда, который первоначально отвечает потребности каждого из них. Однако возникающее на первых шагах развития коллективной трудовой деятельнос­ти простейшее техническое разделение труда необходимо приводит к выделению как бы промежуточных результатов, частичных результатов, которые достигаются от­дельными участниками коллективной трудовой деятельности, но которые сами по себе не способны удовлетворить их потребностей. Их потребность удовлетворяется не этими «промежуточными» результатами, а долей продукта их совокупной дея­тельности, получаемой каждым из них в силу связывающих их друг с другом отно­шений, возникающих в процессе труда, то есть отношений общественных.

Второе же положение заключается в том, что процесс общественного труда существенно меняет способы и формы речевого общения человека с другими людь­ми. Эти способы и формы общения превращаются в общение посредством языка, который также производится в самом процессе труда. В результате этих изменений формируется предметно отнесенная речь, то есть речь, имеющая в виду некоторый объективный предмет.

Эти главные обстоятельства — выделение целенаправленных процессов (дейст­вий) и порождение языка как средства речевого общения — необходимо приводят к по­рождению высшей формы психического отражения, к порождению сознания.

Задача, которая стоит перед нами, заключается в том, чтобы не только пока­зать необходимость появления этой формы и описать ее, а в том, чтобы понять сам процесс, «механизм», приводящий к возникновению сознания. Иначе говоря, не только понять условия порождения этой формы отражения, но и сам процесс ее по­рождения.

Все дело в том, что процесс, целенаправленное действие должно быть подчине­но представлению о том результате, к которому стремится действие. Более того, ре­зультат должен быть представлен в такой форме, которая позволила бы осуществлять