Антонимы в художественной речи.

Антонимия и синонимия.

 

Антонимия и синонимия между собой тесно связаны и активно взаимодействуют. Это проявляется в том, что слова одного синонимического ряда вступают в антонимические отношения со словами другого синонимического ряда (пример: отвратительный - плохой, вызывающий отвращение. Антонимы, превосходный, прекрасный. Синонимы - гадкий, омерзительный, мерзкий). Таким образом, образуется система, в которой по вертикали располагаются синонимы, а по горизонтали - антонимы (пример: грустить и радоваться; печалиться и веселиться; тосковать и ликовать). Этот пример показывает, насколько тесно связаны антонимия и синонимия, и показывает наличие системных связей слов в лексике.

 

Антонимы общеязыковые и контекстуальные.

К общеязыковым относятся антонимы, которые обладают устойчивыми, закрепленными в системе языка противоположными значениями, и благодаря этому такие антонимы регулярно воспроизводятся в характерных контекстах (пример: внутренний и внешний; хороший и плохой).

 

Контекстуальные антонимы не обладают системно закрепленными противоположными значениями, а вступают в антонимические отношения только в данном контексте (пример: жизнь - это солнце и тучи, огонь и вода). Их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.

 

 

Антонимы являются выразительными средствами языка. Антонимы часто встречаются в названиях художественных произведений, газетных и журнальных заголовках (пример: толстый и тонкий; дни и ночи; вверх, вниз; преступление и наказание). В художественных произведениях, публицистике они выполняют разные стилистические функции: раскрываются различные качества предметов, путем сравнения выделяются контрастные свойства, выражается отношение к предметам и явлениям, осуществляется их оценка.

 

На антонимах строятся такие широко применяемые в художественной речи стилистические фигуры, как антитеза и оксюморон.
Антитеза - это стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления. Антитезы часто встречаются в названиях произведений, статей. На антитезе построены многие пословицы и поговорки (пример: знание человека возвышает, а невежество - унижает).
Оксюморон (буквально: остроумно думая) строится на столкновении антонимических значений слов. Он представляет собой сочетание слов, выражающих взаимоисключающие и логически не совместимые понятия (пример: звучная тишина; сладкая боль; убогая роскошь; умный дурак; горькая радость). Часто такие вот сочетания несочетаемого встречается в названиях художественных произведениях (пример: горячий снег; мертвые души).

 

Классификация лексики русского языка.

С точки зрения происхождения лексика делится на две большие группы: исконно русская и лексика заимствованная. Таким образом, лексика современного русского языка формировалась в течение многих веков, пополнение лексики шло двумя путями:

 

1) новые слова создавались из имеющихся в языке словообразовательных элементов (так развивалась и расширялась исконно русская лексика). Таких слов в словарном составе языка очень много - более 90 процентов.

 

2) новые слова вливались из других языков в результате экономических, политических, культурных связей с другими странами.