Эпоха Просвещения

Лекция № 5 Культура Нового времени

Синтез теории ожидания и теории справедливости Портера-Лоулера

Теория справедливости С. Адамса

Теория ожидания Врума

Мотивация человека = Ожидаемые результаты * Ожидаемое вознаграждение * Ценность результатов для человека

Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд, важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие противоречия между ними

Внешнее вознаграждение (в оплате труда; в ценности оплаты; в уверенности работника) и внутреннее вознаграждение (похвала; продвижение по службе; осознание своей нужности и востребованности)

 

План

1. Эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII— XVIII вв.

2. Культура XIX века.

 

Новое время охватывает период конца XVII—XIX вв. Его при­нято подразделять на два этапа:

1) эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII— XVIII вв.;

2) культура XIX в.

 

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах яв­ляется отказ от феодального образа жизни, переход к более демо­кратичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

Цель Просвещениясделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего куль­турного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «обра­зованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство — вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культур­ного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же, человек, которого и отли­чает от животного способность разумно мыслить. Именно он об­ладает не только физической, но и духовной мощью.

По мнению многих мыслителей, Просвещение — это главный двигатель общественного прогресса. К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804)писал, что «Просвещение — это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспо­собность пользоваться своим рассудком без руководства со сторо­ны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершенно­летии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» само­стоятельно собственным рассудком.

Это стремление к самостоятельности, участию каждого чело­века в переустройстве окружающего мира посредством возмож­ностей своего разума и привело к тому, что кардинально измени­лись религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений — появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и во­преки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие — появление в эпоху Просвещения новой формы веры — деизма.

Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть пер­вопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является созда­телем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устрой­ство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что челове­ка можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась, прежде всего, к изменению в по­литическом и социальном устоях. Гармоническое общество, жи­вущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдель­ного человека, — это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но, несмотря на огромное желание по­лучить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712—1778), мало верили в его возможность.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень глад­ким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различ­ных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три рево­люции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.