Эпоха Просвещения
Лекция № 5 Культура Нового времени
Синтез теории ожидания и теории справедливости Портера-Лоулера
Теория справедливости С. Адамса
Теория ожидания Врума
Мотивация человека = Ожидаемые результаты * Ожидаемое вознаграждение * Ценность результатов для человека
Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд, важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие противоречия между ними
Внешнее вознаграждение (в оплате труда; в ценности оплаты; в уверенности работника) и внутреннее вознаграждение (похвала; продвижение по службе; осознание своей нужности и востребованности)
План
1. Эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII— XVIII вв.
2. Культура XIX века.
Новое время охватывает период конца XVII—XIX вв. Его принято подразделять на два этапа:
1) эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII— XVIII вв.;
2) культура XIX в.
Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.
Цель Просвещения — сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.
Равенство — вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же, человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить. Именно он обладает не только физической, но и духовной мощью.
По мнению многих мыслителей, Просвещение — это главный двигатель общественного прогресса. К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804)писал, что «Просвещение — это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.
Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений — появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие — появление в эпоху Просвещения новой формы веры — деизма.
Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.
Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась, прежде всего, к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, — это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но, несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712—1778), мало верили в его возможность.
Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.
Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:
1) промышленную в Англии;
2) политическую во Франции;
3) философско-эстетическую в Германии.