Выпрямление лошади

Задние ноги лошади ступают по следам передних таким образом, что ось тела идущей по стенке лошади совпадает с линией движения независимо от того, прямая она или изогнутая. Это правило, еще будучи ребенком, я выучила наизусть, что производило неотразимое впечатление на разных тернеров и судей. Однако на самом деле я не понимала заключенного в нем смысла. Что же значит «выпрямить лошадь» и почему это настолько важно, что даже нашло свое место в программе обучения лошади? Тело лошади имеет естественную кривизну, и по своей анатомии она сзади шире, чем спереди. Точно так же, как у человека, у лошади есть любимая опорная нога, и точно так же, как человек, лошадь заметно лучше отталкивается какой-то одной ногой. Этой ногой она охотнее заступает под центр тяжести и лучше принимает на


себя вес. Другая же задняя нога «предпочитает» уклоняться в сторону. Тем самым на перед лошади падает излишняя нагрузка. Лошадь, которая лучше принимает вес на левую заднюю ногу, одновременно уклоняется правой задней и «падает» на диагональное плечо. Такое положение вещей можно хорошо изучить, выезжая «сырую» лошадь. Дополнительную сложность представляет разная ширина следов передних и задних ног. Особенно заметно это у жеребят. Их длинные, похожие на спички задние ноги, часто «не знают», где они должны находиться по отношению к передним. Наблюдая жеребят сзади, очень часто можно видеть, как задние ноги ступают далеко справа и слева от передних. Некоторые ступают одной задней ногой между передними, а другой в сторону. Если подобная манера двигаться сохраняется и в дальнейшем, то выпрямить такую лошадь бывает крайне сложно. Но я ни разу не видела жеребенка, чьи обе задние ноги в движении ступали бы между передними.

Это наблюдение находит свое отражение и в процессе обучения лошади. Молодые лошади при усилении сбора или одерж-ке особенно склонны в движении широко расставлять задние ноги вместо того, чтобы подводить их под центр тяжести. Только работа на выпрямление подводит задние ноги под центр тяжести и дает им возможность принять на себя вес.

Мы периодически слышим или читаем в книгах о том, как важна внутренняя задняя нога. На строевой рыси эта нога опять подвергается нагрузке. Если всадник облегчается под неправильную ногу — это просто позор, поэтому уже на юношеских квалификационных экзаменах судьи бдительно следят за строевой рысью. При езде по открытой местности по склону стоит сделать постановление в сторону понижения и на 151



строевой рыси загрузить заднюю ногу со стороны понижения. Для чего? Если вы умеете ходить на лыжах, то сразу поймете, в чем тут дело. Лыжа со стороны понижения должна быть постоянно загружена, иначе на следующем повороте можно легко приземлиться в сугроб. Следовательно, загрузка задней ноги лошади со стороны понижения имеет решающее значение для баланса в поступательном движении вперед и в повороте.

При езде верхом дело обстоит точно также. «Мотор» движения находится сзади, и чтобы правильно сбалансироваться, лошадь должна подводить под центр тяжести заднюю ногу со стороны понижения с большим усилием. В манеже внутренняя сторона приравнивается к стороне понижения. Это вполне логично, так как появляющаяся в повороте центробежная сила направлена наружу вверх. С внутренней стороны возникает «дыра».

Этот небольшой экскурс очень важен для того, чтобы понять, почему задние ноги лошади должны ступать по следам передних. Тогда поддерживающий шенкель удержит наружнюю заднюю ногу в контуре движения и заставит ее заступать под центр тяжести.