Условия эффективности управленческих решений

Методы принятия решений

Процесс принятия решений

Классический подход к принятию решений состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнения обязательных действий.

1. Постановка проблемы. Задача менеджера на этом этапе состоит в

- анализе проблемной ситуации,

- изучения положения дел и целей,

- предварительной формулировке критериев решений.

 

2. Выявление ограничений и определение альтернатив.Необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы, т.е. выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.

3. Принятие решения.Разработка альтернативных решений, их оценка и отбор альтернативы с наиболее благоприятными последствиями.

4. Реализация решений.На данной стадии принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителя.

5. Контроль за исполнением решения,в процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки для полной реализации решения.

1. Неформальные (эвристические) методыосновываются на аналитических способностях лиц, принимающих решения.Вбольшей части они базируются на интуиции менеджера.

Преимущества: оперативное принятие решений.

Недостаток: нет гарантии от выбора неэффективных решений.

2. Коллективные методы.Коллективные формы групповой работы могут быть разные: заседание, совещание, работа в комиссии. Наиболее распространен такой метод подготовки управленческих решений как «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Основным условием является создание обстановки, благоприятной для свободного генерирования идей (запрещается опровергать или критиковать идеи). Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

3. Количественные методы.В их основе лежит научно-практический подход, который предполагает выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

Чтобы управленческое решение было эффективным, необходимо учитывать ряд факторов:

1. Иерархия в принятии решенийделегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на который имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае исполнителями решения являются сотрудники смежных уровней.

2. Использование целевых межфункциональных групп,в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации.

3. Использование прямых и горизонтальных связей.В данном случае (на начальном этапе принятия решения) сбор и обработка информации осуществляется без обращения к вышестоящему руководству. Это способствует принятию решений в более короткие сроки.

4. Централизация руководства.Процесс принятия решения должен находиться в руках одного руководителя.

Решение считается эффективным, если оно обеспечивает достижение конечной цели организации и отвечает следующим требованиям:

- эффективность

- экономичность

- своевременность

- обоснованность

- реальность