Условия эффективности управленческих решений
Методы принятия решений
Процесс принятия решений
Классический подход к принятию решений состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнения обязательных действий.
1. Постановка проблемы. Задача менеджера на этом этапе состоит в
- анализе проблемной ситуации,
- изучения положения дел и целей,
- предварительной формулировке критериев решений.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив.Необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы, т.е. выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.
3. Принятие решения.Разработка альтернативных решений, их оценка и отбор альтернативы с наиболее благоприятными последствиями.
4. Реализация решений.На данной стадии принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителя.
5. Контроль за исполнением решения,в процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки для полной реализации решения.
1. Неформальные (эвристические) методыосновываются на аналитических способностях лиц, принимающих решения.Вбольшей части они базируются на интуиции менеджера.
Преимущества: оперативное принятие решений.
Недостаток: нет гарантии от выбора неэффективных решений.
2. Коллективные методы.Коллективные формы групповой работы могут быть разные: заседание, совещание, работа в комиссии. Наиболее распространен такой метод подготовки управленческих решений как «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Основным условием является создание обстановки, благоприятной для свободного генерирования идей (запрещается опровергать или критиковать идеи). Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.
3. Количественные методы.В их основе лежит научно-практический подход, который предполагает выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.
Чтобы управленческое решение было эффективным, необходимо учитывать ряд факторов:
1. Иерархия в принятии решенийделегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на который имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае исполнителями решения являются сотрудники смежных уровней.
2. Использование целевых межфункциональных групп,в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации.
3. Использование прямых и горизонтальных связей.В данном случае (на начальном этапе принятия решения) сбор и обработка информации осуществляется без обращения к вышестоящему руководству. Это способствует принятию решений в более короткие сроки.
4. Централизация руководства.Процесс принятия решения должен находиться в руках одного руководителя.
Решение считается эффективным, если оно обеспечивает достижение конечной цели организации и отвечает следующим требованиям:
- эффективность
- экономичность
- своевременность
- обоснованность
- реальность