Е — опускание в седло, отстающее от движения лошади.

В седле, опережающее движение лошади — колени

А — несбалансированное привставание всадника

и шенкеля цепляются за бока лошади;

б — слишком прямое и высокое привставание в седле;

в — таз всадника смещается вслед за руками, блокированные тазобедренные суставы;

г — привставание в седле с выпрямленными коленями;

д — привставание, отстающее от движения лошади;



дицы глубже, площадь опоры находится выше. Но когда вы однажды это поймете и проделаете все сидя на лошади, описанные движения покажутся вам простыми и логичными.

7.4. Всадник — инициатор движения лошади

Сопровождать корпусом движение лошади необходимо для того, чтобы заставить ее двигаться.

В совершенстве научиться моделировать движение на стоящей лошади смысла не имеет. Сначала надо научиться становиться частью движения, которое потом вы будете стимулировать. Я хочу пояснить это на примере перехода в галоп.

Начинающий всадник, который не знает, какое ощущение возникает на галопе, едва ли сможет давать конкретные команды для перехода в галоп. Чем чаще он ездит галопом, тем лучше его тело приспосабливается к меняющимся движениям, пока он сам не научится произвольно вызывать эти движения и воздействовать на них. Когда я заставляю занимающегося на корде ученика выполнять переходы рысь—галоп— рысь—галоп раз двадцать подряд, лошадь, как правило, как только почувствует какую-то перемену во мне или изменения в поведении всадника, уже на третьем переходе знает, что от нее требуется. Часто ученики жалуются, что лошадь начинает галопировать уже до его команды. Но она просто оказывается внимательнее и реагирует быстрее, воспринимая малейшее изменение как команду перехода в галоп, в то время как всадник все еще разбирается со своими ногами... В этом случае можно очень наглядно продемонстриро-


вать всаднику, какими должны быть «дозировки» команд. Когда лошадь сосредоточенна и знает, что ей предстоит, то часто достаточно малейшей команды, чтобы добиться желаемого. И, напротив, если лошадь только что более получаса рысила по дорожке (и, возможно, еще и под несбалансированным всадником), то, чтобы заставить ее перейти в галоп, потребуется намного больших усилий.

Но, давайте вернемся к примеру многократного выполнения перехода рысь— галоп. Поначалу всадник заметно отстает корпусом от движения лошади, но скоро он научится реагировать быстрее, пока, наконец, не станет частью движения и сможет точно почувствовать, как и в какой момент изменяется положение спины лошади при переходе в галоп. Его вес останется вертикально сбалансированным по отношению к спине лошади. Со временем он натренирует свое чутье для подачи точных команд перехода в галоп. Если ситуация будет постоянно неблагоприятной и всадник будет иметь проблемы с переходом в галоп, то он научится только резкому и грубому применению средств управления. В приведенном мною примере смены аллюра на первом этапе быстрее реагирует лошадь, а всадник лишь следует меняющемуся движению. На втором этапе он становится частью движения, а на третьем начинает движение уже самостоятельно, лошадь лишь следует за ним. Лошади, подобным образом ориентирующиеся на посадку — просто подарок для всадников. По сути речь идет только об умении сконцентрироваться на достижении и сохранении общего равновесия.

В моей практике был один незабываемый случай, когда одна очень нервная лошадь все время отказывалась выполнить переход в галоп. Мой тренер сказала мне, что




я ни в коем случае не должна активно работать шенкелями и поводом, а должна продолжать преспокойно сидеть на рыси, пока лошадь не «настроит» свое равновесие на мою посадку. Это была единственная возможность заставить ее среагировать на средства управления.

Детям в этом отношении гораздо проще, чем взрослым. Они обладают очень развитой ловкостью и координацией, инстинктивно «входят» в движение. Этим и объясняется, почему иногда очень ленивый ребенок преспокойно едет вперед, так как его равновесие не нарушается слишком выраженной подачей команд.

Взрослому потребуется гораздо больше усилий, чтобы приспособиться к движущейся площади опоры. Встаньте как-нибудь на скейт-борд или наденьте ролики, и вы поймете, что я имею в виду. Дети тренируют свое чувство равновесия в течение всего дня. Они играют, прыгают, катаются на роликах, кувыркаются — ищут ситуации, в которых чувствуют себя неуверенно, чтобы узнать, на что они способны. Взрослый же, наоборот, двигается только в ограниченном объеме: сесть, встать, лечь, идти... При всем этом чувство равновесия задействуется не в полной мере. Но не беспокойтесь, оно существует всегда и его можно активизировать — ведь любой взрослый человек хоть в чем-то, но продолжает оставаться ребенком.

7.5. Плотная посадка

Предпосылкой для успешного применения средств управления является глубокая плотная посадка. Что же конкретно подразумевается под словом «плотная»? Безусловно, я не имею в виду, что ноги


всадника должны судорожно сжимать лошадь. Я знаю женщину, у которой вместо ног от рождения крошечные обрубки, и которая великолепно ездит верхом с очень плотной посадкой.

Плотно сидящий в седле всадник закрывает все пространство между собой и лошадью. Он сидит, балансируя в движении. Все его тело — часть движения лошади. На повороте его внешняя нога никогда не отходит в сторону, а корпус не уклоняется ни от одного движения лошади, всадник как бы приклеен к седлу в каждой фазе движения. Ни на секунду он не дает лошади возможность выйти из повиновения и уклониться от воздействия средств управления.

Чем сбалансированнее сидит всадник, тем меньше сил он затрачивает для сохранения плотной посадки. Необходимый основной тонус мышц тела адекватен требуемому движению, на собранной рыси он выше, чем на шагу. Каждое нарушение равновесия может быть исправлено только с большой затратой сил.

Всадник должен плотно сидеть в седле в каждый момент движения лошади. Хорошо понаблюдать за посадкой и проверить ее правильность можно на сменах аллюра, например при переходе на рысь или при плотной облегченной посадке перед прыжком. Плотность облегченной посадки также имеет большое значение. Только ее труднее добиться, так как равновесие на облегченной посадке более подвижно. На строевой рыси особенно сложно постоянно сохранять плотную посадку, и часто всадник просто теряет ее, а лошади получают разнообразные возможности уклониться от выполнения требований всадника. Осуществить это изменение нагрузки и площади опоры таким образом, чтобы сохранить контакт




с лошадью и баланс — это уже высокое искусство. Далеко не все всадники в совершенстве осваивают строевую рысь.

7.6.