Программа обучения всадника

Ни в одном другом вопросе нет такой неопределенности и расхождения взглядов как в вопросе о том, какими должны быть этапы обучения верховой езде. Чему учить в первую очередь, а что в этом процессе имеет второстепенное значение? На что обращать особое внимание? Начинать обучение верховой езде со стременами или без них? Надо ли начинать с облегченной посадки или сразу с выездковой? На все эти вопросы существует множество разных ответов. Различие индивидуальных мнений проявляется при проведении квалификационных соревнований по верховой езде для молодых всадников. Очень важно рассматривать поведение начинающего всадника не как совокупность ошибок (кивающая в такт движениям лошади голова, неправильное положение ног, «закрытые», т.е. лежащие плашмя на холке руки), а как езду начинающего, которому на пути обучения что-то стало уже под силу, а что-то осталось пока недоступным. Для успешного занятия важно, чтобы тренер видел, какой следующий шаг способен освоить ученик. Во всех прочих видах спорта обучение построено таким образом, что оно делится на четкие этапы, и каждый следующий шаг основан на предыдущем. Обучение верховой езде, которая является комплексным видом спорта, связано с особыми трудностями. В этой области успех зависит не только от всадника, но и от его окружения и особенно от лошади. Обучение верховой езде нельзя втиснуть в одну четкую схему. Просто невозможно дать определенный ответ на так часто задаваемые родителями детей или самими начинающими взрослыми вопросы: «Сколько потребуется уроков на корде, чтобы начать ездить самостоятельно?» или: «За сколько уроков можно научиться ездить верхом?».

Школа верховой езды — это не автошкола, где для получения водительских прав обязателен некий минимум занятий, и ученики соревнуются за их сокращение. В верховой езде важную роль играют сама ситуация и лошадь. И ранний переход к работе без корды, т.е. к самостоятельной езде, не всегда оказывается полезным. Ученики, которые долго вырабатывают правильную посадку на корде, впоследствии часто добиваются больших успехов, так как им не приходится учиться справляться со всеми требованиями одновременно. Не случайно венская школа верховой езды, выпускники которой так славятся великолепной посадкой, проводит начальное обучение всадников в течение многих месяцев исключительно на корде.

Но в то же время с точки зрения психологии самостоятельная езда без корды также оказывается весьма эффективной, так как дает начинающим очень сильный стимул. Взвесить все эти «за» и «против» — вот сложная задача тренера. Научить ездить верхом по какой-то застывшей методике невозможно. И все же существуют критерии, по которым можно определить первостепенные и второстепенные задачи. Теория верховой езды выделяет такие комплексные элементы, как посадка, применение средств управления, развитие чувства лошади и результативность верховой езды. Читателям этой книги я хочу



представить именно этот путь обучения, причем эти сложные комплексы я разбила на отдельные подразделы. Процесс обучения всадника верховой езде можно сравнить с некой схемой или последовательностью тренировки и обучения лошади.