Показатели оборонного потенциала армий стран СНГ

Преемники оборонного пространства СНГ.

Если быть точным, то термин «совместное оборонное пространство» прожило короткую жизнь с марта 2003 года, когда по предложению тогдашнего Начальника Генерального штаба Анатолий Квашнина было предложено сформировать до 1 февраля 2004 года объединенный штаб ДКБ Основным упреком этому штабу - неспособность координировать военное сотрудничество на занимаемом странами СНГ пространстве, поскольку само это пространство неоднородно - разделено на несколько регионов со специфическими особенностями , позволяющие организовать несколько военных блоков. По мнению «Николая Бордюжи[1]- "должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами - СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими". Более того, «сейчас не существует единого евразийского пространства безопасности,- полагает он.- Оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, так как отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом». С ним солидарен белорусский министр обороны Леонид Мальцев - который предлагает ШКВС распустить, а секретариат Совета министров обороны оставить. Министр же обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев вообще предлагает «вместо ШКВС и СМО создать в рамках Содружества Совет безопасности государств СНГ.

Однако, ни одна из этих структур также не сможет объединить постсоветские республики, так как многие из вышеперечисленных объединений не включают в себя всех членов СНГ. Так, в Организацию Договора коллективной безопасности, входят Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь и Таджикистан, а Украина и Узбекистан не являются ее членами. При этом внутри ОДКБ формируются свои союзы и коалиции (среднеазиатских стран, Россия-Беларуссия, Россия-Армения), а в рамках других договоров, таких как Объединенная система ПВО СНГ, успешно сотрудничают страны, которые не входят в Организацию Договора коллективной безопасности.

Если говорить об оборонном потенциале стран СНГ, то основные их показатели даются в таблице №1

 

№№ пп Страна Численность армии   Человек. Расходы на оборону в 2005г. Млн.долл. Расходы на оборону в 2006г Млн.долл Доля расходов на оборону в % от ВВП в 2006г.
Армения 3.77
Азербайджан 3.05
Белоруссия 268,5 1.34
Грузия 77.6 243.9 3.5
Казахстан[2] 1.01
Киргизия[3] 30.6 34.5 1.3
Молдавия[4] 6800(7200) 9.5 10.3 0.3
Россия 2.74
Таджикистан 43.2 1.7
Туркмения 82.8 0.53
Узбекистан 809.2 5.2
Украина 1.76

 

Таблица составлена по материалам: Александр Орлов, Военно-политическое строительство на постсоветском пространстве. Военно-промышленный курьер №2 (69) 19- 25 января 2005года; Анатолий Цыганок. Киргизия: постпогромные сценарии.PROGNOSIS.ru/,Владимир Мухин. Военные бюджеты стран СНГ.Евразия

Говоря о разбросе мнений по поводу будущего преемника СНГ в сфере оборонного (противовоздушного или антитеррористического пространства) - ОДКБ, не следует забывать и об истории. По существу речь идет о центре Евразийского континента, который в последние годы становится центром геополитической борьбы крупнейших мировых держав и международных объединений и России. Естественно, особый интерес вызывают вооруженные силы государств, суммарный бюджет которых составляет более 20 млрд. долларов. По экспертным оценкам совета по вопросам авиационно-космического комплекса при Государственной Думе только в этом сегменте вооружений возможны закупки на 5-7 млрд. долл. Это примерно две трети величины основных статей военного бюджета России. Военные расходы стран СНГ в 2005 году выросли на одну третькак в абсолютных , так и в относительных велечинах. Чем это вызвано? В регионе Южного Кавказа в первую очередь ростом к военным приготовлениям. Грузия готовится к силовому решению абхазской и осетинской проблемы. Азербайджан готовится к боевым действиям против Нагорного Карабаха и Армении. Армения к отражению возможного нападения. Украина готовится к переводу своей армии на стандарты НАТО. Кроме экономической заинтересованности (будем говорить бывших стран СНГ), существуют и практические интересы в первую очередь стран Азии и России и в покупке вооружений, общие интересы о области защиты своих воздушных рубежей, близки интересы по защите от наркоагрессии, во многом совпадают взгляды на ситуацию в Киргизии и Узбекистане. Поэтому большинство стран видимо проголосует за сокращение неэффективного командования СНГ, с передачей большинства функций ОДКБ или ШОС.